Экологический проект «Знакомьтесь, воробей»
Конкурс учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле»
Номинация № 4.
«Первые шаги в экологии»
Проект выполнен авторским коллективом 2 класса ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа № 5», расположенная по адресу: ЛНР, г.Ровеньки, ул.Ленина, 108. Проект «Знакомьтесь, воробей» выполнен под руководством учителя начальных классов Кутузовой Людмилы Викторовны. Проект вмещал в себя разносторонние задания, были задействованы: библиотека, интернет ресурсы, исследовалась окружающая природа, использованы собственные наблюдения, и наблюдения родителей.
Введение
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей…
Так начинается стихотворение С. Я. Маршака про дерзкую, славную и умную птицу, которая живет даже в шумных городах. Стоит только появиться весеннему солнышку, как веселые воробьи занимают крыши, деревья в парках, на бульварах, прыгают в воде оттаивающих луж и громко чирикают. Зимой они прятались от мороза, а пришла весна — их не удержать. Знай себе, чирикают, радуясь теплу. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и на юге, рядом с человеком. Стоит людям построить новый город, воробьи тут как тут. Потому что привыкли жить с людьми в многолюдных селениях и городах.
Исследовать повадки и образ жизни этих серых «соседей» представили для меня большой интерес.
Цель:
Исследовать повадки и образ жизни воробья, определить: полезны или вредны эти птицы.
Объект исследования: воробей.
Задачи:
Формировать представление детей о птицах, расширять кругозор детей на основе материала, доступного их понимаю,
Активизировать речевую деятельность, развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки;
Обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей; воспитывать бережное отношение к птицам;
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Методы:
изучение информационных источников;
сбор информации;
наблюдение;
создание презентации.
Актуальность выбранной темы:
Чтобы лучше понимать тех, кто живет с нами рядом, мы должны знать о них как можно больше – в этом я вижу актуальность моей работы.
Практическая значимость:
Изученный материал может стать опорой для проведения классных часов, использован при подготовке к урокам: литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству.
Теоретическая часть
Само название «воробей» возникло, видимо, из слов: «Вора бей!» Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно.
Воробьи бывают городские (или домовые) и деревенские (или полевые). Отличить домового воробья от полевого совсем нетрудно: у домового воробья (самца) на темени шапочка темно-серая, а у полевого – коричневая; у домового воробья на крыльях одна светлая полоска, а у полевого — две. Кроме того у полевого воробья на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. По телосложению домовой воробей грубее полевого и крупнее его.
Домового воробья называют еще городским, потому что он особенно многочислен в городских поселениях и обычен даже в самых крупных городах. Полевой воробей получил название деревенского за свою приверженность к сельским местностям.
Оба вида имеют много общего в образе жизни, питании, поведении и в издаваемых звуках. Воробьи — птицы общительные и склонны селиться колониями. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность и скорее находят корм. Они ведут оседлый образ жизни, так как приспособлены к существованию возле человека и круглый год могут добывать себе пропитание: летом — в садах, на огородах, в поле; осенью — на токах, возле амбаров и элеваторов, зернохранилищ; зимой — на улицах, во дворах на свалках, мусорных кучах и т . п.
Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом. Иногда они забираются в деревянные скворечники, в гнезда ласточек. И чувствует себя в них хозяевами. Выдворить воробья из занятого жилища бывает трудно. Нелегкое дело и поймать его. Воробьи — птицы осторожные, умные. Опасность распознают быстро. Поэтому и попадаются редко в лапы кошек. Отличаются большой чистоплотностью. Любят купаться в лужах, обдавая себя брызгами воды. Воробьи образуют одну пару на всю жизнь и очень трепетно выхаживают свое потомство, к которому очень привязаны.
В одних случаях воробьи приносят больше вреда, чем пользы, в других вред по сравнению с пользой бывает невелик. В больших городах, где мало насекомоядных птиц, польза от воробьев особенно велика, так как они являются главными истребителями гусениц, жучков и других врагов растений.
За день в воробьином гнезде стирают с лица Земли 1000 насекомых, и 800 из них — злобные вредители. Однако к концу лета и осенью картина меняется. Воробьи переходят на растительный корм и нападают на плантации полевых культур, виноградники, сады. Борьба с воробьями в эти периоды их жизни затруднена тем, что они совершенно не боятся расставленных на огородах и полях пугал и трещеток.
За два месяца 1958 года в Китае уничтожено было около миллиона птиц, а к ноябрю эта цифра уже достигла двух миллиардов. Вполне естественно, что последствия кампании долго себя ждать не заставили: так, вскоре здесь расплодились саранча и гусеницы, поедавшие побеги куда сильнее, чем воробьи и рис, и в результате от голода в Китае погибло более 30 миллионов человек. Компания по борьбе с воробьями провалилась.
Однажды в Казахстане воробьи съели за лето 400 тонн пшеницы.
В Австрии поступили мудро. Там воробьи сильно вредят виноградникам, и они время от времени прогоняют над ними вертолет, которого очень боятся эти птицы. Так воробьи и под рукой и не вредят.
Несмотря на причиняемый воробьями урон хозяйству в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах они подлежат охране как наши помощники в защите зеленых насаждений от насекомых-вредителей.
Благодарные люди даже воздвигли памятники неприметной на вид серой птичке. В середине 19 века такой памятник воробью появился в Бостоне, где птицы спасли от голода жителей, уничтожив много насекомых-вредителей.
Зимой в гололедицу и после обильных снегопадов воробьи не могут достать для себя пищи и, будучи голодными, замерзают. Поэтому в зимнее время птиц надо подкармливать, устраивая кормовые столики.
Скорость воробья тридцать пять километров в час, такая же у вороны. Притом ворона делает три взмаха за секунду, а воробей — тринадцать. И еще воробей не может долго летать в воздухе.
Средняя продолжительность жизни воробьев от 9 до 21 месяца. Встречались такие особи, которые жили и по 9, и по 11 лет. А вот в неволе они живут по 15 лет.
А сколько труда стоит выкормить прожорливых птенцов, разыскать им нужных насекомых и личинок! Не случайно сердце воробья бьется 600-850 раз в минуту.
В течение лета воробьи способны вывести два или три выводка.
У молодых воробышков вокруг клюва желтое оперение. Их называют «желторотиками». В народе некоторых неопытных, наивных людей также принято называть «желторотиками».
Из — за строения глаз весь мир предстает воробью в розовом цвете, хотя его жизнь никак не назовешь беззаботной.
Некоторые из воробьев соглашаются жить в квартирах и очень ревниво относятся к хозяину, не допуская других птиц к жизни рядом с ним.
У московского зоолога П. П. Смолина в квартире жил воробей, который научился подавать крохотную лапку.
О шустрых маленьких воробьях сложено много сказок, рассказов, присказок, поговорок, пословиц, стихов. «Старого воробья на мякине не проведешь!» — говорили в старину. Или: «Воробьи купаются в пыли — к дождю».
Существует легенда о том, что именно воробей выдал Иисуса Христа своим чириканьем, за это Господь покарал птицу, сделав её маленькой и серенькой. Также легенда рассказывает, что с тех пор на его лапки надеты невидимые оковы, из-за которых ему приходится всё время прыгать.
Практическая часть
А много ли мы знаем про этих пернатых соседей? С целью получения информации было предложено анкетирование:
1. Почему воробья так называют?
2. Полезная это птица или нет?
3. Какие бывают воробьи?
Оказалось, дети мало знают о воробьях.
Реализация проекта началась со знакомства детей с птицей, произведениями о воробье, бесед, рассматривания иллюстраций.
Раскрыть образ воробья в полной мере детям помогли различные виды деятельности.
Игры способствовали формированию умений соотносить части тела животного, закреплению существующих родственных понятий в животном мире
( мама-воробьиха, папа-воробей, детеныш-воробьенок), а также знаний о среде обитания воробья ( где живет, чем питается, как зимует).
Декламация стихов о воробьях влияет на развитие речи и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
В подвижных физкультминутках дети учились передавать настроение птиц в определенной ситуации.
Такие формы работы как: чтение, выставки, художественно-творческая деятельность, способствовали формированию у детей умения эмоционально воспринимать увиденное, побуждали детей выражать свои впечатления в связанных высказываниях, закрепляли название произведений и их героев, вызывали добрые чувства у детей, воспитывали любовь к животным, закрепляли представления о них.
В процессе продуктивной деятельности уточнялись и углублялись зрительные представления детей об образе (форма, цвет, пропорции), а также способы приспособления животного к окружающему миру.
В совместной творческой деятельности с родителями закреплялись образы птиц, навыки и умения, полученные в организованной деятельности.
В театрализованной игре дети эмоционально развивались: знакомились с чувствами, настроениями героев, осваивали способы их внешнего выражения, учились осознавать причины того или иного настроя, словесному перевоплощению, стремились, чтобы характер персонажа, голос или его привычки легко узнавались всеми.
На уроках музыки с помощью игр, песен формировались эмоционально-выразительные движения, закреплялись умения отражать внутреннее эмоциональное состояние образа.
В организованной деятельности при составлении физкультминутки, отрабатывались имитационные движения.
Результаты проекта:
Презентация проекта «Знакомьтесь, воробей»
Совместное творчество способствовало развитию дружеских отношений друг к другу. Дети испытывали удовлетворение от полученного результата. Презентация с удовольствием использовалась в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая иллюстрации, дети цитировали стихи, пели песни, показывали выполненные поделки своими руками.
Выставка рисунков, поделок «Эта птичка невеличка»
Ребята проявили свои художественные и творческие способности. Они с удовольствием и с чувством гордости рассматривали творческие работы.
Драматизация произведения «Где обедал воробей?»
Дети пробовали себя в роли артистов. Это способствовало развитию детской фантазии, способности сопереживать происходящему, а также созданию соответствующего эмоционального настроя, раскрепощению детей, повышению уверенности в себе, в своих силах.
В результате проделанной работы уровень знаний о воробьях возрос. Проведенное в конце анкетирование показало, что ребята научились отличать домового воробья от полевого, знают, почему его так назвали, знают о его пользе.
Проведя исследовательскую работу и наблюдения за воробьями, ребята сделали следующие выводы:
Воробьи приносят больше пользы, чем вреда;
Воробьи прилетают стайками.
Воробьи могут противостоять холоду, если вокруг много подходящего корма.
Человек должен помочь перезимовать птицам, строя кормушки.
Созданы памятники воробьям.
О воробьях написано много книг, стихов, произведений, песен
Мне удалось повысить интерес ребят к жизни воробьев, бережному отношению к ним.
infourok.ru
Проект. Птица воробей. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
ВОРОБЕЙ Проект подготовил ученик 1 класса МОУ Верхнезейская СОШ Смирнов Даниил Руководитель проекта: Сазонова Антонина ТадеушевнаСлайд 2
Воробьи. Естественный ареал охватывает всю Африку и большую часть Евразии.
Слайд 4
Внешний вид. Мелкие и средние по величине птицы плотного сложения с мощным, конусовидным клювом, приспособленным для шелушения и дробления семян. Длина тела 11—18 см, масса до 40 г. Крылья острые, хвост средней длины, обычно закруглён или обрезан прямо, реже вырезан вилочкой. В расцветке сочетаются серые, буроватые, белые, чёрные, каштановые или рыжие тона.
Слайд 6
Размножение. У большинства видов бывает не менее двух кладок за сезон, у некоторых — до 5. Насиживание и инкубация яиц длится 11—14 дней. Птенцы вылупляются голыми или слабо опушёнными. Выкармливание выводка в гнезде продолжается 14—17 дней.
Слайд 8
Чем питается. У взрослого воробья рацион разнообразный. Кроме насекомых он питается семенами и ягодами, зернами и цветочными почками, пищевыми отбросами.
Слайд 10
Интересные факты. Широко известна кампания по уничтожению воробьёв как вредителей сельского хозяйства, проведённая в Китае в 1950-е годы. В ходе развёрнутой в 1958 года кампании было истреблено 1,96 млрд воробьёв. Однако эта борьба привела к массовому распространению насекомых-вредителей весной и летом 1959 года. 18 марта 1960 года Мао Цзэдуном было принято личное решение о приостановке борьбы с воробьями. Известны памятники воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. В 2003 году аналогичный монумент был установлен в Белоруссии в городе Барановичи. Мясо воробья твёрдо и безвкусно и потому редко употребляется в пищу.
Слайд 11
«Петербург Чижик-Пыжик» Беларусь. г. Барановичи.
Слайд 12
г. Токио. Сингапур.
Слайд 13
г. Бостон США. г.Минск. Беларусь.
Слайд 14
Где обедал воробей? — Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у нoсорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубатый крокодил Чуть меня не проглотил.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Проект «Рассказ о слове» — Воробей
Проект по русскому языку о слове «Воробей»
В данной исследовательской работе по русскому языку «Рассказ о слове — Воробей» ученик начальной школы обобщает и систематизирует полученные знания в школе и приводит обзор слова «воробей».
Автор предлагает следующий анализ слова «воробей»- его произношение, правописание, варианты лексического значения слова, перечисляет однокоренные слова, синонимы, антонимы, исследует фразеологизмы пословицы, загадки, в которых содержится объект исследования.
С помощью проекта «Рассказ о слове» ученики начальной школы смогут обобщить и применить на практике теоретические знания на уроках русского языка.
Воробей
Произносим — в[а]р[а]бeй
Пишем — воробей
1. Лексическое значение слова:
- Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.
2. Однокоренные слова: воробышки, воробьишко, воробьёнок, воробьиный, воробьиха.
3. Синонимы: птица, воробейчик, воробка.
Фразеологизм:
- Стреляный (старый) воробей. Какой-либо человек имеет опыт в чем-либо, знает, как поступить в конкретном случае, его трудно обмануть, «обвести вокруг пальца».
4. Сочетаемость слова: смелый, хитрый, назойливый, шустрый, удалой… (воробей).
5. Пословицы:
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Воробей и на кошку чирикает.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
Загадка:
Любит зернышки,
Чирикает на солнышке.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится
Не орел, а все же птица.
6. Предложение с этим словом.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
(Агния Барто)
obuchonok.ru
Экологический проект «Воробей и его друзья»
МБДОУ д/с № 9
старшая группа
Воспитатели: Морозова Л.А.
Лепеева Л. В.
2017 г.
Содержание:
Актуальность ……………………………………………………..3
Цель и задачи проекта……………………………………………4
Этапы реализации проекта………………………………………5
Список литературы………………………………………………11
Приложения………………………………………………………12
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых!
Т.Евдошенко
Актуальность проекта: Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому, что она своей яркостью, многообразием, динамичностью, воздействует на все его чувства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Первые восприятия важны для ребенка, а все новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращается к нам, взрослым, и от того, как мы будем внимательны к детским вопросам – зависит, будет ли развиваться любознательность и формироваться правильное представление об окружающем мире. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен. Поэтому детей знакомить с природой нужно постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Что бы ребенок глубже познал окружающий мир – мы взрослые, должны научить его любоваться красотой: яркими красками цветов, солнца, пением птиц, красотой деревьев, речки. Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Пополнять представления о городских птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители детей, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (4 недели).
Цель проекта:
Задачи:
Расширять знания детей о птицах, обитающих в городе Кизел.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Сформировать у детей желание помогать птицам (развесить на участке кормушки, класть регулярно пищу в кормушки)
Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания детей в рамках экологического проекта.
Приобщить родителей детей к изготовлению альбомов « Птицы нашего города».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной (практический).
Игровая деятельность.
Подвижные игры.
Познавательная деятельность.
Беседы с детьми.
Наблюдение за птицами осенью.
Труд.
Коммуникация.
Художественное творчество.
Работа с родителями.
3 этап – заключительный.
1 этап – Подготовительный.
Создать условия для реализации проекта.
Подготовить методическую литературу по теме.
Подготовить дидактический материал (альбомы для рассматривания, настольные игры, речевые игры, подвижные игры).
Подобрать художественную литературу для чтения детям.
Подобрать консультации по теме для работы с родителями.
Провести акцию «Покормим птиц»
2 этап – Основной (практический).
«Один – много»
«Назови ласково»
«Счёт птиц»
«Четвертый лишний»
«Угадай птицу по описанию»
«Чей хвост?»
«Что едят птицы»
Н/и «Домино» (птицы)
«Разрезные картинки»
Лото « Птицы».
“Птички и птенчики”.
“Перелет птиц”
“Воробушки и автомобиль“
”Птички и кошка”.
Выставка книг «Наши пернатые друзья»
«Как готовятся наши пернатые друзья к зиме»
«Как правильно заботится о птицах»
«Какую пользу приносят птицы?»
«Почему птиц в городе стало меньше?»
«Почему воробьи и его друзья селятся рядом с человеком?»
Наблюдение за прилетающими на участок птиц (воробей, ворона, сорока, голубь и т.д.), рассматривание их строения, повадок.
Подготовка кормушек к вывешиванию на участке.
Заготовка корма для птиц.
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, обитающих в нашем городе.
-Составление описательных рассказов по картинкам.
-Чтение художественной литературы:
Рассказы: Е.Чарушин «Воробей», Г.Скребицкий «Воробей.Синица»,
Стихотворения: З.Александрова «Новая столовая, Т.Евдошенко «Берегите птиц», А.Яшин «Покормите птиц зимой», И.Финк «Воробьи живут не плохо», С. Егоров «Воробьи – воробушки».
Чтение пословиц, загадок, поговорок про птиц.
— Рисование «Снегири»
— Аппликация «Птичка – невеличка».
— Лепка «У кормушки».
— Совместная работа родителей с детьми: изготовление альбомов «Птицы нашего города»
— Акция «Покормим птиц вместе»
— Консультация для родителей: «Птицы наши друзья»
3 этап – Заключительный
Оформление результатов проекта в виде презентации.
Организация фотовыставки альбомов «Птицы нашего города»
Проведение акции «Покормим птиц вместе»
Предполагаемый результат.
Расширение кругозора детей о птицах живущих в нашем городе.
Участие детей в беседах, умение делать выводы, умозаключения.
Проявление у детей бережного отношения к птицам.
Формирование у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Пополнение картотеки: дидактических игр, стихов, загадок о птицах.
Список литературы
«Познаю мир» Т.И. Гризик (Методические рекомендации для воспитателей) Просвещение, Москва, 2000г
Учусь говорить В.В. Гербова, Просвещение, 2002г
«Изобразительная деятельность в детском саду». И.А.Лыкова. Издательский дом «Цветной мир». Москва. 2010
«Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина. Москва. 2000 год.
«Хрестоматия для дошкольников» (5-6 лет). Москва. Издательство АСТ. 1998 год.
«Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко. Просвещение, Москва, 1991 год.
Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2016.- 192 с.: цв. Вкл. Николаева С.Н.
Приложение
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Поговорки и пословицы про птиц
«Всякая птица к своей стае летит».
«Молодой воробей учится чирикать у старого».
«Не велика птичка- синичка, и та свой праздник помнит».
«Синичка — воробью сестричка».
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зобок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороне соколом не быть.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Мала синичка, да коготок остер.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Пируют в ночи совы да сычи.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Народные приметы.
Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
Перед метелью воробьи чирикают.
Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
Синицы порхают под окном – к холоду.
Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Загадки
«Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор». (Дятел.)
***
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
***
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (Сорока)
***
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (Синица).
***
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей)
***
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? (Синичка)
***
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера. (Снегирь).
***
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)
***
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
***
Птица пестрая стрекочет,
Замолчать на миг не хочет.
С ней у нас одна морока.
Птицу как зовут? (Сорока)
***
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках… (Снегири)
***
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее… (Синичка)
***
На головке — хохолок,
Хвост — как желтый лоскуток.
Зимовать к нам прилетели
Что за птицы? (Свиристели)
***
Догадайтесь, что за птица:
Ночью ей совсем не спится,
Не поможет сон-трава,
Только днем заснет… (Сова)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
***
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
***
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
***
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
***
Чёрный, темноты темней,
Нету птиц, его умней.
На высокой ели – вон он.
Это – старый, мудрый… (Ворон)
***
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый … (голубь сизый)
***
На дереве сидела я
И сыр во рту держала,
А мимо дерева лиса
Близёхонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
Стихи
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин.)
***
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
( Егоров С.)
«Берегите птиц»
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
( Т. Евдошенко)
***
Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.
Птички вытянули шеи
И заглядывают внутрь
Помещенья, словно двери
Просят настежь распахнуть.
Открываю я окошко,
Воробьи сорвались прочь.
Не пугайтесь, я не кошка,
Птичкам я хочу помочь!
(Финк И.)
***
«Новая столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.
( З.Александрова)
Чарушин Е. И. Воробей
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел. Вот как здорово научился летать! 1938 г.
Г. А. Скребицкий
Воробей. Синица.
Какую птичку вы лучше всего знаете? Кто первый веселым чириканием еще в конце зимы возвещает, что скоро придет весна? Да, конечно, это наши старые знакомцы — воробьи. И зиму, и лето воробьи живут возле нашего дома, питаются зернышками, крошками, а летом собирают с грядок разных огородных вредителей: гусениц да букашек.
Совсем было бы хорошо, если бы только воробьи не обклевывали в поле рожь и пшеницу, не трогали бы коноплянников, да не заглядывали в сады, когда поспевают вишни, а то обязательно обклюют все самые спелые, самые вкусные ягоды. Уж чем-чем только от них не стараются избавиться — и чучела ставят и трещетки разные устраивают. Только плохо все это помогает, ничего воробьи не боятся, — такой уж отчаянный народец!
С весны у воробьев начинаются семейные хлопоты. Нужно выбрать удобное место, выстроить гнездо и вывести птенцов. Правда, место для гнезда воробьям подыскать не так уж трудно. Они на этот счет неприхотливы — могут обзавестись семьей и в какой-нибудь щели под крышей, и за наличником окна, даже в скворешнике, хотя он вовсе и не для них устроен. Натаскают прутиков, сухих травинок, перышек, пуху и совьют себе гнездо. Воробьиха снесет туда пять-шесть яичек и усядется на них выводить детвору. Через две недели из яиц у воробьев вылупятся крохотные птенчики.
Воробьята совсем не похожи на птенцов домашних птиц — цыплят или утят. Те родятся в пуху и на другой же день могут бегать и клевать корм, а воробьята выводятся голые, слепые, беспомощные. Целые дни они только пищат и открывают свои огромные желтые рты — просят есть. Родителям хлопот хоть отбавляй: с утра до ночи приходится искать разных червячков и букашек и совать в раскрытые рты ненасытных детей.
Пройдет недели три, воробьята вырастут, оперятся и выпорхнут из гнезда. Но и тут еще не кончатся родительские заботы: нужно все время глядеть, чтобы малыши не попались на обед ястребу или кошке. Чуть только детям грозит опасность, старые воробьи отважно бросаются навстречу врагу, прыгают, трепещутся перед ним, всячески отвлекая, отманивая от детей. Нередко при этом родители гибнут и сами.
Пока воробьята не научатся летать как следует, родители все еще продолжают их кормить.
Поглядите когда-нибудь, как молодой воробышек пристает к старому, приседает, топорщит крылышки и раскрывает свой желтый клюв — это он просит есть.
Но вот, наконец, птенцы совсем выросли, выучились хорошо летать и могут уже сами о себе позаботиться.
С каким трудом, с какими опасностями для жизни родители вырастили детей. Теперь-то, кажется, можно и отдохнуть. Не тут то было: воробьиха уже опять нанесла в гнездо яичек и садится их насиживать.
До осени раза два, а то и три успеют воробьи вывести и вырастить детей. А там — и холода наступят, и зима недалеко.
Воробьи водятся повсюду — и в городе, и в деревне, но между городскими и деревенскими воробьями есть некоторое различие.
А ну-ка, ребята, попробуйте отличить воробья от воробьихи. В городе это сделать не так трудно: у городского воробья темно-серая головка, белые щечки и черная грудка, будто он в шапочке и белом воротничке и с галстуком. А воробьиха вся серенькая.
Вот в деревне воробья от воробьихи не отличишь. Деревенские воробей и воробьиха совсем одинаковые и оба очень похожи на самца городского воробья.
Синица
Воробьи — это наши постоянные соседи. Круглый год они толкутся во дворах и на улице. А есть и такие птицы, которых весной и летом почти не увидишь возле дома. Но зато, как только наступит осень, подует ветер, запорхает в воздухе снежок — они уж тут как тут. Около жилья человека им легче прокормиться зимою. Эти птицы так же, как и воробьи, не улетают на юг — они зимуют вместе с нами.
Осеннее утро. Ясно тихо и холодно. В саду опадают последние листья. Они, как большие желтые бабочки, слетают с деревьев, кружатся в воздухе и садятся на землю.
А кто же еще порхает вместе с листьями среди голых почерневших сучьев? Чей это задорный голосок будит осеннюю тишину, словно кто-то постукивает по обледенелым веткам звонким стеклянным молоточком: тинь-тинь-тинь?
Маленькая птичка хлопотливо перелетает с сучка на сучок. Приглядитесь к ней получше — какая она красивая: на голове черная
infourok.ru
Исследовательский проект по теме «Что означает слово «воробей?»
Разделы: Внеклассная работа
Введение.
Презентация.
Цель исследования:узнать, что означает слово “воробей”(слайд 2).
Задачи исследования:
1. Определить в Толковом словаре значение слова “воробей”.
2. Узнать этимологию слова.
3. Найти пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы со словом “воробей”(слайд 2).
Объект исследования: слово “воробей”(слайд 3).
Предмет исследования:значение слова “воробей”(слайд 3).
Гипотеза исследования: слово “воробей” образовалось от слова “вор”, “воровать”, т.к. может “своровать” еду из миски собаки или у других птиц(слайд 3).
Актуальность выбранной темы: расширение кругозора при изучении происхождения и значения слов русского языка(слайд 4).
Методы: изучение различной литературы (словарей, художественных книг, энциклопедий)(слайд 4).
Описание методики проведения исследования.
Я услышала выражение “стреляный воробей” Что означает это выражение?
Из “Толкового словаря” С. И. Ожегова я узнала значение слова “воробей”: маленькая птичка с серо-чёрным оперением(слайд 5).
Из энциклопедии А. Брема “Жизнь животных”, я узнала, что характерной чертой воробья является то, что он всюду, где бы ни встречался, живёт в самом тесном общении с человеком. Благодаря такому тесному сосуществованию, люди хорошо узнали характер этой птицы – назойливый, вороватый, а также хитрый и смелый, он всегда получал свою порцию похвалы или ругательств со стороны людей. Воробей вступает в тесные отношения не только с человеком, но и с другими существами: относится доверчиво и недоверчиво к собаке(слайд 6), очень надоедает лошадям, крадёт корм у кур, не обращая внимания на их угрожающие движения. Поэтому молва приписывает происхождение названия вида именно исходя из личных качеств этой птицы “вора-бей”. Но это интересное предположение не имеет под собой основы, общий корень в названии этой птицы указывает на другое происхождение “воробья” Так, на Украине воробья зовут – горобець, в Белоруссии – Верабей, в Болгарии и Чехии воробью дали имя – врабец, а на польском он будет называться вробель.
Подробно изучая происхождение слова, я воспользовалась этимологическими словарями разных авторов. Автор“Этимологического словаря русского языка”, академик Н. М. Шанский считает, что воробей, это чисто русское слово, но в основе его лежит общая основа, как, например в польском “wrobel”. Русские присоединили суффикс “Ий”, так и получился воробей. А сама основа слова, как это часто бывает, образовалась как звукоподражание (слайд 7). Действительно, “воробушек” или “воробка” созвучны слову “ворковать”, именно из-за воркования, чирикания птица получила своё теперешнее им(слайд 8). А основой для “воркования” стало слово “ворк” — от которого и произошло слово “ворчание”(слайд 8).
А вот из этимологического словаря В.В. Волиной я узнала, что слово воробейвосходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел (слайд 9).
Интересные факты
Воробей стал объектом вдохновения для многих деятелей искусства, писателей и поэтов. Так ещё древнегреческая поэтесса Сапфо, воспевая Афродиту, изображалаеё колесницу, запряженную как раз воробьями.
Воробей также упоминается в библейском писании (в новом завете), если “даже воробей не сможет упасть с неба без воли Божьей”.
А в летописях Древней Руси воробьи выступили орудием возмездия княгини Ольги.Она привязала зажжённую солому к хвостам голубей и воробьев, которых получила в виде дани от убийц своего мужа. Те вернулись в родные гнезда и сожгли дотла вражеское поселение.
С. Я. Маршак когда-то издавал детский журнал под названием “Воробей”, также он стал автором известного стихотворения “Воробей в зоопарке”. Образ воробья использовался автором, как наиболее простой и шустрой птицы, знакомой всем с детства.
О внешнем виде и вороватом характере этой птицы люди сочинили загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует-
Коноплю ворует.
Люди сложили много пословиц о воробье.
- Воробей и на кошку чирикает.
- Воробей торопился, да невелик родился.
- Где просо, там и воробей.
- Нет той веточки, чтоб воробей не сидел (слайд 10).
- И воробей не живёт без людей.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (Сказанного слова не вернёшь. Поэтому, прежде чем его сказать, надо хорошо подумать. То, что сказано, уже не принадлежит вам, оно уже принадлежит и другим, и нередко может быть использовано против вас.) (слайд 11).
Со словом “воробей” люди придумали много фразеологизмов.
- Стреляный воробей, старый воробей – бывалый, опытный человек (слайд 12).
- Старого воробья на мякине не проведёшь–так говорят про человека, которого трудно обмануть (слайд 13).
- Стрелять из пушки по воробьям – прилагать огромные усилия для выполнения какого-либо незначительного дела.
- Воробью по колено – очень мелко (слайд 14).
- Желторотый воробей – молодой, неопытный человек (слайд 15).
- Воробьиный нос(иликороче воробьиного носа) – очень маленький
- Воробьиная ночь – короткая летняя ночь, а также ночь с непрерывной грозой и зарницами.
- Дядя, достань воробушка! (шутка) – об очень высоком человеке.
Верования и обряды
- В христианстве воробей — символ скромности, незначительности.
- В Японии олицетворяет лояльность.
Результат.
Работая со словарями и справочниками, я узнала, что слово “воробей” — это исконно русское слово, которое образовалось от слова “ворковать”.
Значит, моя гипотеза, что слово “воробей”образовалось от слов “вор”, “воровать” не подтвердилась (слайд 16).
Литература.
- В 67 Волина В.В. Почему мы так говорим: Занимательный фразеологический словарь. – М.: АСТ – Пресс, 1997. – 352 с: ил. (“Занимательные уроки”) (с.82)
- Б87 Брем А. Жизнь животных. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 960 с., илл. (с. 124)
- Р64 Розе Т.В. Большой фразеологический словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 224 с., ил. (с.189)
- С 79 Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999г. – 240с. (с. 66, с. 68)
- 045 Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологич. выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – М.: ООО “Издательство ОНИКС”: ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2007 . – 1328 с. (с. 126)
- Т 93 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н. В. Елкина, т. И. Тарабарина. Художники В. Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 224 с.: ил. (с. 99).
- https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi
- https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi
- http://newsmake.net/news/trogatelnye-foto-druzhba-koker-spanielya-flinta-i-zheltorotogo-vorobya-chiki
- http://aforizmus.ru/wp-content/uploads/2011/03/875-dejtosem-300×2061.jpg
- http://forum.pravmir.ru/foto/showphoto.php?photo=1338
- Розе Т.В. Большой фразеологический словарь пословиц и поговорок русского языка для детей.
- http://world.lib.ru/img/o/orobej_n/vorobej/vorobej02.jpg
- http://club.foto.ru/gallery/7/photos/1860954/?&top100=1&sort=date&next_photo_id=1861021&prev_photo_id=1860922
- http://www.ikkov-rcheb.edu.cap.ru/?t=news&eduid=4552&news=138179
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Доклад про воробья
Воробей — известная птица, соседствующая с человеком и гнездующаяся вблизи его жилища, поэтому его называют домовый.
Внешний вид
Весит воробей 23—35 граммов, а тело может быть длиной до 16 сантиметров. Оперение у него коричневато-бурое сверху и беловатое снизу. У самца, в отличие от самки, большое черное пятно на подбородке, горле, зобе и верхней части груди и верх головы темно-серый. У самки же серые голова и горло и бледная серо-желтая полоска над глазом.
Районы обитания
Воробей распространен в России, в Азии, в Европе, а ещё в Африке, Малой Азии и Аравии. В прошлом веке его завезли в разные страны и на многие острова, где птица осела до настоящего времени. Ее можно встретить и в селе, и в городе. А широкое распространение объясняется большой плодовитостью птиц.
Образ жизни
Воробей — постоянный сосед человека, селится у самого жилья человека или около поселений, прекрасно приспосабливается к жизни рядом с людьми. Здесь он находит хорошие условия для устройства гнезд и много корма, гнездится отдельными парами, иногда колониями. Воробьиные гнезда можно встретить в щелях зданий, в норках в глинистых оврагах, в дуплах деревьев. Птица также может занять скворечник и нору ласточки.
Размножение
В марте в России у птиц начинается предбрачный сезон с криками и драками, а в апреле они строят гнезда и откладывают яйца. Насиживают они их около 13 дней. Птенцы питаются насекомыми, после вылупления вылетают из гнезда через 10 дней, то есть где-то в конце мая — начале июня. За лето появляются два или три выводка. Птенцы иногда тысячами сбиваются в стаю и кормятся на полях.
Питание
Пищей служат в основном растительные корма, а весной частично насекомые. В населенных пунктах воробей подбирает семена сельхозкультур, отбросы продуктов, хлебные злаки, находит ягоды смородины, вишню, виноград, цветочные почки.
Характер
Воробей или воробушек смелый, хитрый, иногда назойливый, а порой и вороватый. С его образом русский народ всегда связывал множество веселых игр, потешек, пословиц, поговорок и прибауток.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Вы можете оставить комментарий к докладу.
www.doklad-na-temu.ru
Проект по экологии «Воробей и его друзья»
МБДОУ детский сад № 440
Проект по экологии
Тема: «Воробей и его друзья»
Воспитатели: Сорокина.Т.И., Вьюгина.Н.В.
Нижний Новгород 2017 год
Тип проекта:«Воробей и его друзья»(воробей, ворона, голубь)
Проект для детей 3 – 4 года
Вид проекта: познавательно исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь,октябрь 2017 года)
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель:формировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им.
Воспитывать доброжелательные отношения.
Воспитывать доброе отношение к природе, объяснить детям, что без помощи людей птицам очень тяжело зимой.
Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах (воробей, голубь, ворона).
Рассматривание иллюстраций.
Знакомство с литературными и музыкальными произведениями о зимующих птицах.
Изготовление поделок.
Проект состоит из 3х этапов:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта;
Разработка перспективного плана проекта;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.);
Информационный этап:
Непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Актуальность:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Этапы реализации проекта.
Подбор наглядных и дидактических материалов: картина «Зимующие птицы».предметные картинки: «Зимующие птицы»(воробей, ворона, голубь).
Привлечение родителей:
Заготовка корма для птиц.
Подобрать художественную литературу о зимующих птицах.
Стихи и рисунки о зимующих птицах.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Беседы: «Что мы знаем о зимующих птицах», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Повадки птиц», «Меню птиц», «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?».
Чтение художественной литературы:М.Горький «Воробьишко», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Г. Скребицкого «Ворона – Сорока», Н. Павловой «Зимние птицы», С. Маршак «Где обедал воробей?»,Н. Хилтон «Скворечник»,Стихи, загадки.
Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?».
Д/И: «Назови птиц» (по картинкам), «Чей хвост», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Что за птица?», «Найди маме птенца».
Просмотр презентации «Воробей и его друзья»
Прослушивание звукозаписи «Голоса птиц».
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как птицы защищаются?»; «Что значит заботиться о зимующих птицах?»; «Пернатые друзья».
Худ.творчество: Рисование «Зимующие птицы», «Моя любимая зимующая птичка». Лепка: «Воробей», «Ворона», «Птички в гнездышках».Аппликация:«Воробей и его друзья», «Птицы зимой».
П/И:«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки автомобиль», «Воробушки и кот».
Работа воспитателей с родителями.
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
Памятка для родителей: «Покормите птиц».
В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц».
Работа родителей и детей.
Участие в конкурсе«Лучшая кормушка для птиц»; а также подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
Заключительный этап.
Результат по реализации проекта у детей свормированно общее представление дошкольников о зимующих птицах, и их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Конкурс «Кормушка для птиц».
Распределение кормушек для птиц на теретории детского сада.
Правила поведения возле кармушек: громко не кричать, не сорить. Корма в кормушке должно быть немного, только нужного птицам.
Фотоконкурс: «На моей кормушке».
Приложение 1.
Детские загадки про «Зимующие птицы»
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
— Получается прыжок.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка —
Птиц угощает зимою … (Кормушка)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?(Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном!(Голубь)
Стайкою летают,
Кругом всё подмечают,
Только кинь пшено иль крошки,
Всё сметут с твоей дорожки!(Голуби)
Приложение 2.
Сказки «Воробей и его друзья»
Автор М. Горький. «Воробьишко».
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
— Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!»
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
Автор сказки: Ирис Ревю «Голубок и Голубка»
В некотором царстве, в природном государстве, жили не тужили голуби. А звали их так: Голубка и Голубок. Вместе они отыскивали жучков-червячков летом, вместе зимой выпрашивали пищу у людей.
Однажды пришла в природное государство сильная буря. Завьюжило-закружило так, что стало света белого не видать. Разлетелись голуби кто куда. Потерялись и Голубка с Голубком.
К вечеру всё стихло, и Голубок отправился на поиски Голубки. Долго искал он свою подругу. Но она не отзывалась. Загоревал Голубок, да ничего не поделаешь.
Но вот однажды старый Воробей сказал Голубку, что видел птицу, похожую на его подругу, и что у неё повреждено крыло. Полетели Воробей с Голубком посмотреть на эту птицу. Это оказалась не Голубка. Но Голубок всё равно оказал ей помощь: он принес птице лечебную траву. Соком этой травы незнакомая птица смазывала ушибленное место.
Вскоре ей стало лучше, она поблагодарила Голубка и улетела.
А спустя какое-то время и Голубка объявилась. Оказывается, она всё это время пряталась в большой башне, опасаясь новых бурь. То-то было радости у Голубка!
Голуби – они верные и ценят друг друга.
«Воробей и ворона»
Как- то поспорили воробьи и вороны, кто из них лучший? Вроде бы и похожие они: вместе зиму коротают, на юг не улетают, по два крыла, по две черных лапки, по два черных глаза, один клюв, да и различий у них не мало. «Я лучше воспитана, — говорила ворона, — шагаю важно, кричу отважно Кар-Кар. Летаю быстро, перышки мои переливаются черным цветом. Да и покрупнее некоторых, и живу очень долго». «А я, зато не однотонный, не монотонный. Пою лучше других:
Чик – Чирик! Прыгаю ловко, не унываю, зернышки и хлеб
подбираю».
Подслушала их кошка думает: «Да, хороши оба, вот бы их съесть. Прыгну з воробьем, так ворона улетит. За вороною воробей успеет упорхнуть». Выходит кошка к ним и говорит: «А вы встаньте друг к другу поближе, чтобы я посмотрела кто из вас лучше?»
Воробей и ворона так увлеклись спором, что забыли совсем, что птица кошке доверять не должна. Им очень хотелось занять первое место, чтобы все признали их красоту и ум. Встали они поближе друг к другу. А кошка как прыгнет. Только и полетели их перья: черные — вороньи, серенькие – воробьиные. Еле-еле успели
они спастись от кошачьих когтей. Кошка-то по-своему поняла их спор: кто вкуснее?
Приложение 3.
Стихи про «Зимующих птиц»
«Покормите птиц» Александр Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. ЧепуровТрудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
«Воробышки». В. Звягин На дворе — морозище
Градусов под сорок,
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые:
Плохо греют шубки…
—Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает.
Потеряет валенки.
Т. Зайцева Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
И. Токмакова
Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби-сизари.
Приложение 4.
Подвижные игры про «Птиц»
«Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5×5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»
птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присажи-ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
«Воробышки и кот»
Инвентарь: маска кошки.
На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:
Вылетайте из гнездышек,
воробышки!
Поклюйте зернышек,
воробышки!
Быстро летайте,
Крыльями махайте!
Раз-два, раз-два,
Крыльями махайте!
Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воро-бышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
Приложение 5.
Беседа «о зимующих птицах»
Задачи:
учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц;
дать понятие «зимующие птицы»;
представление о видах питания зимующих птиц;
активизировать в речи слова: зимующие птицы, корм, кормушка, клюёт, щебечет, прыгает, стучит; воспитывать любовь и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование: картинки зимующих птиц (по 2 одинаковых, обручи для игры, большие картинки зимующих птиц, магнитная доска.
Ход занятия
— С тех пор, как наступила зима, для птиц настали трудные и голод-ные дни. Мы знаем, что не все птицы улетают осенью на юг. Какие остаются с нами? (Воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири.) Как называть этих птиц? (Зимующие птицы.)
— Как мы помогаем птицам? (Вешаем кормушки и насыпаем туда корм.)
Воспитатель рассказывает чем можно подкармливать птичек.
Правила подкормки птиц:
1. Птицам нужно предлагать только подходящий корм. Нельзя давать им соленое, жаренное, черный хлеб и цитрусовые, а так-же любые испорченные или плесневелые продукты.
2. Птиц надо именно подкармливать, а не кормить. То есть еды в кормушке должно быть достаточно, чтобы птицы не погибли с голоду, но меньше, чем им необходимо — чтобы они не привыкали и не становились зависимыми от человека.
3. Сама кормушка должна быть подходящей формы — иметь навес для защиты от снега и бортики для того, чтобы корм не сдувало ветром. Кроме того, недопустимо использовать в качестве кормушек сетки или подобные им приспособления содержащие веревки и нитки — птицы могут запутаться в них.
Проводится дидактическая игра «Найди пару». В руке у каждого ребёнка по картинке с птицей. Все дети должны найти на столе пару своей картинке. При этом уточняется название птицы. При повторном проведении игры карточки у детей меняют.
— А сейчас мы поиграем в игру «Птички в гнёздышках» (2-3 раза).
Теперь мы приготовим еду для птичек и понесём её в кормушку на улицу.
Беседа с детьми «Мы дружим с птицами»
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах,
учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел).
Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, каких птиц вы знаете? Где птицы живут? Чем они питаются? Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?
(ответы детей)
Воспитатель: покажите на иллюстрации каких птиц, вы встречали на улицы чаще всего.
— Как называется птичка? (воробей)
— Что есть у птички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)
— Сколько ног у воробья и как они ходят?
— Сколько крыльев у воробья и как они летают?
— Какого цвета пёрышки у воробья.
— Какие звуки издают воробьи.
Цель: Закрепить название воробья, его внешний вид.
Наблюдение за воробьями.
Цели: расширить представление о птицах; учить различать основные части тела; формировать знания о повадках птиц; воспитывать бережное отношение и любовь к пернатым.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.
Воспитатель читает стихотворение:
«Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»
Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). Воспитатель читает стихотворение:
«Воробей, что ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.»
Воспитатель задает детям вопросы:
— Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
— Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Предложить детям поиграть в игру, имитируя стайку воробьёв.
Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать, чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга; учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).
infourok.ru