Названия цветов и оттенков
Палитра цветов и оттенков, используемая художниками и дизайнерами, просто поражает. А благодаря изменчивым тенденциям модницы всего мира также старательно изучают колористические схемы, как и модные журналы. Так, привычный всем желтый цвет при детальном рассмотрении делится на: горчичный, золотой, лимонный, шафрановый, канареечный, грушевый, кукурузный, шартрез, весенний бутон, георгиново-желтый, мандариновый, античный золотой… и это далеко не полный перечень его оттенков! Как разобраться в существующем разнообразии оттенков, и главное – нужно ли это вообще? Ведь восприятие цвета сугубо субъективно, на него влияют не только культурные факторы, но и физиологические (способность глаза различать нюансы цвета у разных людей неодинакова от природы). Кроме того, оттенок может казаться более теплым или холодным в зависимости от окружающих его цветов.
В этой статье мы поговорим о цветах и оттенках, их названиях, а также расскажем вам о тонкостях сочетания различных оттенков цвета.
Холодные цвета и оттенки
Чтобы наглядно продемонстрировать непрерывность переходов цветов и оттенков, используется цветовой круг. В его основе три цвета: красный, желтый и синий. При смешивании этих цветов между собой мы получим промежуточные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Все другие оттенки получаются смешиванием этих цветов между собой, а также с черным и белым.
Существуют три основных способа отображения цветового круга, хотя, по сути, они представляют собой одно и то же.
Основой холодных цветов является голубоватый подтон. Если при взгляде на цвет, вы можете представить, что сквозь него просвечивает голубой, серый или синий – этот оттенок холодный.
Холодными оттенками являются:
Теплые оттенки цветов
Следует учитывать, что восприятие многих оттенков зависит от цветов, находящихся рядом. Выражение «все познается в сравнении» для температуры цвета весьма актуально. Даже среди оттенков одной температурной шкалы можно найти более теплые и более холодные. Проще всего сравнивать оттенки с нейтральным (к примеру, белым). Теплые оттенки цвета при этом будут иметь «отсвет» желтого, красного или розового.
К ним относятся:
Кроме того, существуют еще так называемые нейтральные цвета:
Для правильного сочетания цветов и оттенков следует научиться отличать теплые тона от холодных. Существуют три способа создания цветовых композиций.
Для первого из них выбирают несколько оттенков одного и того же цвета. Этот способ подходит для создания сдержанных элегантных ансамблей.
Для второго сочетают смежные цвета (расположенные рядом на цветовом круге).
В третьем способе используются дополнительные цвета (располагающиеся на противоположных участках цветового круга). Таким способом получают наиболее броские, эффектные композиции.
Как видите, стоит все-таки научиться различать теплые и холодные цвета и оттенки, а вот названия каждого из десятков тонов и полутонов выучивать наизусть вовсе не обязательно. Даже если вы стилист или дизайнер, проще будет носить с собой несколько цветовых палитр с названиями, чем постоянно держать цвета в памяти. Кроме того, гораздо проще показать пример цвета, нежели пытаться объяснить, в чем разница между, к примеру, индийским красным, лососевым и светло-коралловым.
womanadvice.ru
Название цвета | RGB | HEX |
Тёмно-бордовый | rgb(128,0,0) | #800000 |
Тёмно-красный | rgb(139,0,0) | #8B0000 |
Огнеупорный кирпич | rgb(178,34,34) | |
Красный | rgb(255,0,0) | #FF0000 |
Лососевый | rgb(250,128,114) | #FA8072 |
Томатный | rgb(255,99,71) | #FF6347 |
Коралловый | rgb(255,127,80) | #FF7F50 |
Оранжево-красный | rgb(255,69,0) | #FF4500 |
Шоколадный | rgb(210,105,30) | #D2691E |
Песочно-коричневый | rgb(244,164,96) | #F4A460 |
Тёмно-оранжевый | rgb(255,140,0) | #FF8C00 |
Оранжевый | rgb(255,165,0) | #FFA500 |
Тёмный золотарник | rgb(184,134,11) | #B8860B |
Золотарниковый | rgb(218,165,32) | #DAA520 |
Золотой | rgb(255,215,0) | #FFD700 |
Оливковый | rgb(128,128,0) | #808000 |
Жёлтый | rgb(255,255,0) | #FFFF00 |
Жёлто-зелёный | rgb(154,205,50) | #9ACD32 |
Зелёно-жёлтый | rgb(173,255,47) | #ADFF2F |
Шартрёз (ликёр) | rgb(127,255,0) | #7FFF00 |
Зелёный газон | rgb(124,252,0) | #7CFC00 |
Зелёный | rgb(0,128,0) | #008000 |
Лаймовый | rgb(0,255,0) | #00FF00 |
Зелёный лайм | rgb(50,205,50) | #32CD32 |
Весенне зелёный | rgb(0,255,127) | #00FF7F |
Весенне-зелёный нейтральный | rgb(0,250,154) | #00FA9A |
Бирюзовый | rgb(64,224,208) | #40E0D0 |
Светло-зелёное море | rgb(32,178,70) | #20B2AA |
Бирюзовый нейтральный | rgb(72,209,204) | #48D1CC |
Тёмный циан | rgb(0,139,139) | #008B8B |
Морская волна | rgb(0,255,255) | #00FFFF |
Тёмно-бирюзовый | rgb(0,206,209) | #00CED1 |
Небесно-голубой тёмный | rgb(0,191,255) | #00BFFF |
Обманчивый синий | rgb(30,144,255) | #1E90FF |
Королевский синий | rgb(65,105,225) | #4169E1 |
Военно-морского флота | rgb(0,0,128) | #000080 |
Тёмно-синий | rgb(0,0,139) | #00008B |
Cиний нейтральный | rgb(0,0,205) | #0000CD |
Синий | rgb(0,0,255) | #0000FF |
Сине-фиолетовый | rgb(138,43,226) | #8A2BE2 |
Тёмная орхидея | rgb(153,50,204) | #9932CC |
Тёмно-фиолетовый | rgb(148,0,211) | #9400D3 |
Фиолетовый | rgb(128,0,128) | #800080 |
Тёмный маджента | rgb(139,0,139) | #8B008B |
Маджента | rgb(255,0,255) | #FF00FF |
Фиолетово-красный нейтральный | rgb(199,21,133) | #C71585 |
Насыщенный розовый | rgb(255,20,147) | #FF1493 |
Ярко-розовый | rgb(255,105,80) | #FF69B4 |
Малиновый | rgb(220,20,60) | #DC143C |
Коричневый | rgb(165,42,42) | #A52A2A |
Красный индийский | rgb(205,92,92) | #CD5C5C |
Розово-коричневый | rgb(188,143,143) | #BC8F8F |
Светло-коралловый | rgb(240,128,128) | #F08080 |
Снег | rgb(255,250,250) | #FFFAFA |
Туманная роза | rgb(255,228,225) | #FFE4E1 |
Тёмный лосось | rgb(233,150,122) | #E9967A |
Светлый лосось | rgb(255,160,122) | #FFA07A |
Охра | rgb(160,82,45) | #A0522D |
Морская ракушка | rgb(255,245,238) | #FFF5EE |
Седло Браун | rgb(139,69,19) | #8B4513 |
Персиковая пудра | rgb(255,218,185) | #FFDAB9 |
Перу | rgb(205,133,63) | #CD853F |
Текстильный | rgb(250,240,230) | #FAF0E6 |
Бисквит | rgb(255,228,196) | #FFE4C4 |
Плотное дерево | rgb(222,184,135) | #DEB887 |
Загар | rgb(210,180,140) | #D2B48C |
rgb(255,235,215) | #FAEBD7 | |
Белый навахо | rgb(255,222,173) | #FFDEAD |
Бланшированный миндаль | rgb(255,235,205) | #FFEBCD |
Побег папайи | rgb(255,239,213) | #FFEFD5 |
Мокасиновый | rgb(255,228,181) | #FFE4B5 |
Пшеничный | rgb(245,222,179) | #F5DEB3 |
Старое кружево | rgb(253,245,230) | #FDF5E6 |
Цветочный белый | rgb(255,250,240) | #FFFAF0 |
Кукурузный волос | rgb(255,248,220) | #FFF8DC |
Хаки | rgb(240,230,140) | #F0E68C |
Лимонный шифон | rgb(255,250,205) | #FFFACD |
Бледный золотарник | rgb(238,232,170) | #EEE8AA |
Тёмный хаки | rgb(189,183,107) | #BDB76B |
Бежевый | rgb(245,245,220) | #F5F5DC |
Светло-жёлтый золотарник | rgb(250,250,210) | #FAFAD2 |
Светло-жёлтый | rgb(255,255,224) | #FFFFE0 |
Слоновая кость | rgb(255,255,240) | #FFFFF0 |
Тёмно-оливковый | rgb(107,142,35) | #6B8E23 |
Тёмно-оливковый зелёный | rgb(85,107,47) | #556B2F |
Тёмно-зелёное море | rgb(143,188,143) | #8FBC8F |
Тёмно-зелёный | rgb(0,100,0) | #006400 |
Зелёный лесной | rgb(34,139,34) | #228B22 |
Светло-зелёный | rgb(144,238,144) | #90EE90 |
Бледно-зелёный | rgb(152,251,152) | #98FB98 |
Медвяная роса | rgb(240,255,240) | #F0FFF0 |
Зелёное море | rgb(46,139,87) | #2E8B57 |
Зелёное море, нейтральный | rgb(60,179,113) | #3CB371 |
Мятный крем | rgb(245,255,250) | #F5FFFA |
Аквамариновый нейтральный | rgb(102,205,170) | #66CDAA |
Аквамариновый | rgb(127,255,212) | #7FFFD4 |
Тёмный грифельно-серый | rgb(47,79,79) | #2F4F4F |
Бледно-бирюзовый | rgb(179,238,238) | #AFEEEE |
Светло-голубой | rgb(224,255,255) | #E0FFFF |
Лазурный | rgb(245,255,255) | #F0FFFF |
Серо-синий | rgb(95,158,160) | #5F9EA0 |
Пыльный голубой | rgb(176,224,230) | #B0E0E6 |
Светло-синий | rgb(173,216,230) | #ADD8E6 |
Небесно-голубой | rgb(135,206,235) | #87CEEB |
Небесно-голубой светлый | rgb(135,206,250) | #87CEFA |
Синяя сталь | rgb(70,130,180) | #4682B4 |
Синяя Элис | rgb(240,248,255) | #F0F8FF |
Серый шифер | rgb(112,128,144) | #708090 |
Светло-серый шифер | rgb(119,136,153) | #778899 |
Светло-стальной синий | rgb(176,196,222) | #B0C4DE |
Васильковый голубой | rgb(100,149,237) | #6495ED |
Лаванда | rgb(230,230,250) | #E6E6FA |
Призрачно-белый | rgb(248,248,255) | #F8F8FF |
Полуночный синий | rgb(25,25,112) | #191970 |
Аспидно-синий | rgb(106,90,205) | #6A5ACD |
Тёмный аспидно-синий | rgb(72,61,139) | #483D8B |
Нейтральный аспидно-синий | rgb(123,104,238) | #7B68EE |
Фиолетовый нейтральный | rgb(147,112,219) | #9370DB |
Индиго | rgb(75,0,130) | #4B0082 |
Нейтральный цвет орхидеи | rgb(186,85,211) | #BA55D3 |
Слива светлая | rgb(221,160,221) | #DDA0DD |
Розово-фиолетовый | rgb(238,130,238) | #EE82EE |
Чертополох | rgb(216,191,216) | #D8BFD8 |
Орхидея | rgb(218,112,214) | #DA70D6 |
Розово-лавандовый | rgb(255,240,245) | #FFF0F5 |
Лиловый | rgb(219,112,147) | #DB7093 |
Розовый | rgb(255,192,203) | #FFC0CB |
Светло-розовый | rgb(255,182,193) | #FFB6C1 |
Чёрный | rgb(0,0,0) | #000000 |
Тускло-серый | rgb(105,105,105) | #696969 |
Серый | rgb(128,128,128) | #808080 |
Тёмно-серый | rgb(169,169,169) | #A9A9A9 |
Серебряный | rgb(192,192,192) | #C0C0C0 |
Светло-серый | rgb(211,211,211) | #D3D3D3 |
Геинсборо | rgb(220,220,220) | #DCDCDC |
Белый дым | rgb(245,245,245) | #F5F5F5 |
Белый | rgb(255,255,255) | #FFFFFF |
www.imgonline.com.ua
Цветовой тон, Насыщенность, Оттенок
Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность — степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.
Светлота — признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.
Качественная характеристика хроматического цвета:
· цветовой тон
· светлота
· насыщенность. (Рисунок 8)
Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА
Цветовой тон определяет место цвета в спектре («красный-зеленый-желтый-синий») Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны — красная часть спектра. Короткие — сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны — это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.
Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный — это отсутствие цвета, белый — это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные — ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.
Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью. Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью — это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).
Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами «темный», «светлый». Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной — черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее — (желтый). Другие темнее (синий).
В фотошеп:Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSBдля хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.
В системе HSBцвет разлагается на три составляющие:
- HUE(Цветовой тон) — частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
- SATURATION(Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
· BRIGHTNESS(Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)
При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком
(Рисунок 10)
Похожие статьи:
poznayka.org
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Теория Цвета
Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.
Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.
Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.
Тон (Hue)
Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.
Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.
Контраст тонов — явно различные тона.
Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).
Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).
На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.
Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.
Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.
Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.
Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.
Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.
Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.
Насыщенность (Saturation)
В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».
Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.
Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.
Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.
У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.
Насыщенность/Saturation: 128
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркостей — серый = ахроматичный.
Контраст яркостей — полное различие яркости.
Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.
Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):
Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:
Яркость/Value: 128
Светлота (Luminance/Lightness)
Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.
Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.
Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).
Светлота/Luminance: 128
Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).
Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).
Тональности (добавляем серый к чистому цвету).
Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».
Основные цвета (Primary Colors)
Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!
Системы цветов RGB, CMYK, HSL
В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).
Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.
Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.
colorscheme.ru
основные и дополнительные цвета, оттенки и тона, цветность, насыщенность,
Основные цвета (Primary Colors)Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию часто сводят к трем цветам красный, зеленый и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами. Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и желтый.
Дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов подходят друг к другу, их называет комплиментарными или дополняющими друг друга цветами. Более точным определением будет если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска, пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.
Насыщенность (Saturation)
Насыщенность, которую также называют интенсивностью цвета, описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью.
Тон (Hue)
Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос «Какой это цвет?». Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.
Оттенок (tint), тональность (tone) и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется оттенок (tint). Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется тень (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Цветность (Chromaticity, Chroma)
О цветности мы говорим, когда рассуждаем о чистоте цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно. Высокоцветные цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной цветностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его цветность. Цветность, которую часто называют сочностью, является количеством цвета, тона, в цвете. Цвет без тона видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и цветность, за исключением очень светлых цветов.
www.veraart.ru
Глава 3. Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов.
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики.
Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.
Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра — желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.
Насыщенность — степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.
Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему:
1) как отличие цвета от серого 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические — и светлоту, и цвет.
Ахроматические цвета — это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Составные: зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.
Контрастнымисчитаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Монохроматические цвета — это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Родственными являютсялюбые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах.
Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.
Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:
· в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
· в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий — голубым, синим и тёмно-синим;
· в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
в количественном отношении или в распространении цвета.
Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.
Горячие цвета
Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, привлекают внимание и вызывают напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков. Возбуждающие цвета активные и агрессивные, напрягают и обостряют эмоции. Цветовые комбинации горячих цветов символизируют самые сильные человеческие чувства — любовь и ненависть.
Холодные цвета.
Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый — вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый — освежает, заряжает бодростью и энергией.
Теплые цвета.
Это все оттенки, содержащие в себе красный или желтый цвет. Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека они дружелюбные, непринужденные и гостеприимные.
Спокойные цвета.
Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки.
Бирюзовый и «травяной» зеленый часто встречаются в природе. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины.
Светлые цвета — тончайшие пастельные оттенки, результат примести белого к базовому цвету. Розовый, бледно-желтый, голубой, салатный, персиковый; сиреневый, как бы предлагают расслабиться, создают ощущение легкости и прозрачности, внушают покой и доверие.
Темные цвета.
Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.
Бледные цвета.
Бледные тона — это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 % белого, ненасыщены и создают романтичное настроение.
Яркие цвета.
Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.
Цвет имеет свойство создавать зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.
Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона — кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.
Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.
Выводы.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с вывесками, фигурами, формами, обстановками в разных цветовых интерпретациях, и это не просто так. Посредством цвета мы можем успокаиваться, возбуждаться, можем чувствовать комфорт, свежесть, глубину и даже доверие. И все это благодаря цвету. Все вышеприведённое показывает всю мощь такого явления, как цвет.
lektsia.com
Цветовые гармонии, цвет, цветовой тон, насыщенность, контраст
В природе существует большое количество цветов и их оттенков.
Человеческий глаз в состоянии различать до 360 оттенков.
Обычный человек различает меньшее количество оттенков.
Это зависит от остроты зрения, возраста человека, освещенности пространства,
от настроения человека и состояния его здоровья.
Цвета подразделяют на две большие группы: хроматические и ахроматические.
Хроматические – «цветные».
Ахроматические – белый, серый, черный.
Хроматические цвета, которые входят в состав белого дневного света
распределяются в определенном порядке, в зависимости от длины волны.
Основные цвета: желтый, красный, синий.
Составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый
Фиолетовый = красный + синий
Зеленый = желтый + синий
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.
Плюс разница в насыщенности и светлоте.
Цвета условно делят на теплые и холодные.
Теплые цвета – цвета содержащие желтый и красный.
Холодные цвета – цвета, расположенные от фиолетовой до зеленой зоны цветового круга.
Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные.
Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.
Цвет имеет три характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность.
Цветовой тон – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.
Насыщенность – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Контрасты в одежде имеют большое значение.
На контрасте строятся орнаментальные и ритмические композиции.
Большой контраст составляют цвета, находящиеся на противоположных диаметрах цветового круга:
красный-зеленый, оранжевый — синий.
Малый контраст – цвета, находящиеся под углом 90 градусов друг к другу.
Гармония – основа прекрасного.
Цветовая гармония = цветовое равновесие.
1. Гармония контрастных цветов – сочетание цветов
противостоящих друг другу в цветовом круге.
2. Гармония родственных цветов – сочетание цветов,
расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга.
3. Гармония родственно-контрастных цветов – сочетание цветов,
расположенных в соседних четвертях цветового круга.
4. Гармония двух родственных и одного контрастного цвета.
Цвета расположены в углах равнобедренного треугольника, вписанного в круг.
5. Гармония двух родственно-контрастных цветов и цвета,
контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в круге.
Цвета расположены в углах равностороннего треугольника,
вписанного в цветовой круг.
6. Сочетание оттенков одного цветового тона
разной светлоты при их одинаковой насыщенности.
7. Сочетание одного цветового тона одинаковой светлоты
при их разной насыщенности.
8. Сочетание оттенков одного цветового тона
разной светлоты и разной насыщенности.
9. Гармонии сочетаний ахроматических цветов.
10. Гармонии сочетаний различных по цветовому тону, насыщенности и светлоте хроматических цветов
(чистых, разбеленных или зачерненных), с различными ахроматическими.
11. Гармонии смесей и сочетаний насыщенного хроматического цвета
с ахроматическими цветами разной светлоты.
11.1. Гамма плавного или ступенчатого перехода от чистого хроматического цвета определенного
цветового тона к черному и (или) белому через смеси с серыми цветами различной светлоты.
11.2. Гамма «цветного» серого цвета, образованная его оттенками различной светлоты.
Результат смешения небольшого количества какого-либо хроматического цвета с оттенками серого.
У залогинившихся, видны комментарии, слева последние комментарии и доступен быстрый переход. 🙂
www.korolevstvo-masterov.ru