Сочетание цветов | КРАСИВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ САДА
И все же, несмотря на очевидные различия… садовник, составляющий цветник, сродни художнику, пишущему картину. Из одних и тех же растений, используя лишь сорта с разной окраской цветов и листьев , можно сделать торжественный яркий, привлекающий взгляды цветник или успокаивающий и умиротворяющий цветник, глядя на который чувствуешь себя комфортно и расслабленно. Ведь всем известно, что цвета влияют на настроение. А если неумело ими пользоваться, то можно получить слишком пестрый, совершенно непонятный, разрозненный набор растений, который уж точно не подходит под определение цветочной композиции.
Сочетание цветов на клумбе
Для того чтобы было проще представить себе сочетания различных цветов можно использовать цветовой круг. Давайте научимся им пользоваться.
В центре расположены три основных цвета, из которых, при их смешивании, получаются все остальные цвета: желтый и синий дают зеленый цвет, из красного и желтого получается оранжевый, а если смешать красный и синий получится фиолетовый. В общем-то, все вы это, наверняка, знаете из школьных уроков рисования. Добавляя большее количество того или иного цвета получаются различные оттенки. Разбавив получившиеся цвета белым, получатся пастельные тона.
Цвета, расположенные на круге рядом (в одной четверти) считаются родственными и наиболее сочетающимися между собой. Цвета, расположенные в одном полукруге считаются родственно-контрастными. Цвета, расположенные напротив друг друга (в противоположных четвертях) называются контрастными.
Использование контрастных сочетаний цветов
Используя контрастное сочетание цветов в садовой композиции, можно сделать ее яркой, привлекающей внимание. Контрастная по цвету композиция (или цветник) – это всплеск, фейерверк эмоций, праздник. Она будет отлично смотреться в парадной зоне вашего сада, перед входом в дом. Необходимо учесть, что такое сочетание действует довольно возбуждающе и утомляет взгляд, поэтому его не желательно использовать в зоне отдыха.
Наиболее интересными считаются контрастные сочетания фиолетового с желтым, красного с зеленым. При составлении контрастного цветника, очень важно соблюдать следующее правило: ни в коем случае нельзя, чтобы контрастные цвета перемешивались, то есть, нужно создать большие пятна обоих контрастных оттенков, иначе издали цветник будет выглядеть грязноватого некрасивого цвета. Чтобы контраст не был слишком «режущим» можно использовать переходные оттенки и ахроматичные цвета (белый, серебристый, зеленый).
Особо хочется сказать о кустарниках с яркой необычной окраской листвы. Ведь, если с многолетниками можно быть смелее, всегда есть возможность перенести их в другое место, если что-то не понравится, то взрослый кустарник пересадить не так-то просто. Никогда не забывайте, что основной цвет сада – зеленый, а кустарники с яркой и необычной окраской листвы: пурпурной, золотистой, серебристой, пестрой желательно использовать лишь в качестве акцентов, привлекающих внимание к нужным местам в саду. Вы ведь помните, что акценты – это то, чего мало. Только так они выглядят оригинально и впечатляюще, на фоне чего-то обычного и более простого.
А если сочетать такие декоративнолистные растения между собой, то опять же, слишком сильных контрастов следует избегать. Так, к примеру, сочетание пурпурной и золотистой листвы – это очень ярко и контрастно, такое сочетание хорошо в городе, где прошел мимо, ощутил всплеск эмоций и переключился на что-то другое, а в своем саду это сочетание будет слишком утомительным для глаз и вскоре вместо радости начнет приносить раздражение.
Также следует знать, что большое количество крастнолистных и желтолистных кустарников в Вашем саду даст ощущение вечной, непрекращающейся осени.
Более гармонично и интересно будет выглядеть сочетание пурпурнолистного кустарника с серебристолистным.
ЕЩЕ НЕМНОГО О ДЕКОРАТИВНОЛИСТНЫХ РАСТЕНИЯХ
В ДИЗАЙНЕ САДА
— Растения с бордовой листвой первыми «исчезают в темноте» с приходом сумерек, поэтому, если Вы любите проводить в саду вечерние часы, лучше использовать растение с серебристыми оттенками листвы, вариегатные формы или золотистые.
— Кустарники с серебристой листвой помогут создать атмосферу средиземноморского сада.
— Кустарники с золотистыми оттенками листвы отлично подойдут для «подсвечивания» полутенистых зон сада. Однако, учтите, что при посадке в довольно сильном затенении листва может позеленеть.
— При помощи кустарников с разными оттенками листва можно моделировать пространство (визуально сжимать и расширять его). Так, растения с бордовой листвой, высаженные по периметру участка, сделают границы более четкими и «приблизят» их. А более светлые оттенки (золотистые, вариегатные, серебристые, светло-зеленые), наоборот, границы делают «размытыми», визуально расширяя пространство.
— Кустарники с более теплыми оттенками листвы в композиции выступают на передний план, а с более холодными кажутся дальше.
Триады
Окраску цветов для цветника можно также подобрать, используя так называемые триады. Это когда на цветовом круге рисуется равносторонний треугольник, и те цвета, которые оказываются у него на концах, используются при создании композиции.
Например, триады могут быть следующие: синий – желтый – красный, голубой – розовый – золотисто-оранжевый и т.д.
Кроме триад используют также квадры.
Использование нюансных сочетаний цветов
Для зоны отдыха более подойдет цветовое сочетание родственных между собой оттенков (такие композиции называют нюансными), нужно только определиться, какой цвет станет главным в вашей композиции, для этого нужно учесть, что красный цвет будет действовать возбуждающе, желтый солнечный цвет поможет вам зарядиться оптимизмом, синий цвет поможет успокоиться, фиолетовый даст нотку таинственности и мистицизма.
В качестве главного можно выбрать любой оттенок этих цветов. Например, если вы выберете в качестве главного цвета синий, с ним как дополнение будут хороши родственные фиолетовый, сиреневый, розовый, малиновый. Однако, не забывайте, что цвета не должны быть равнозначными, главный цвет один, остальные, лишь дополнение.
Монохромные цветники
К нюансным можно также отнести и так называемые монохромные цветники. Монохромные цветники – это цветники, выдержанные в единой цветовой гамме. В монохромном цветнике присутствуют различные оттенки одного цвета.
Так, например, желтый цветник, дающий заряд бодрости и радостных эмоций, может быть составлен из различных оттенков желтого: от кремового до почти оранжевого. Растяжка по цвету, игра с оттенками позволяет сделать цветник не скучным, придает ему объемности и оригинальности.
Подчеркнуть красоту монохромного, выдержанного в единой цветовой гамме, цветника помогут различные садовые аксессуары (скамейки, беседки, заборчики, садовая мебель и т.д.), они могут также быть в одном цвете с цветником, либо в контрастном цвете. Подробнее о монохромных цветниках можно почитать здесь.
Очень интересен и изыскан, так называемый, «белый сад». Растения для него подбираются в основном с белыми цветками и серебристой или серой листвой. Такой сад еще называют лунным, его особенно актуально размещать там, где Вы любите проводить вечерние часы, ведь белый цвет имеет способность отражать свет, в сумерках цветы белой окраски смотрятся волшебно и завораживающе, в то время как цветы другой цветовой гаммы теряются и становятся незаметными. Подробнее о белом саде можно почитать здесь.
Светлотный контраст
Контрасты в ландшафтном дизайне применяются, чтобы сделать композицию более выразительной. Однако, слишком выраженный контраст по цвету, как мы уже сказали выше, делает композицию очень яркой, «всплеском эмоций», «взрывом», «фейерверком», который может быть не всегда уместным, если мы делаем сад для отдыха, где хочется отдыхать душой, находиться в гармонии с природой и с самим собой.
Чтобы сделать нюансную композицию более выразительной применяется прием светлотного контраста. Что же это такое? Мне кажется, что каждому понятно, что оттенки даже в пределах одного цвета бывают светлые и темные. И принцип составления такой выразительной композиции прост: «посадили темное, посадите рядом светлое».
На фоне светлой стены или забора лучше будут смотреться растения с темной листвой и насыщенной окраской цветов (и наоборот). Также и темно фиолетовые или бардовые цветы (флоксы и тюльпаны, к примеру), будут более выразительно смотреться вместе с цветами нежных пастельных оттенков в той же тональности.
ЕЩЕ НЕМНОГО О ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЯХ:
— Белый, черный и серый цвета считаются ахроматичными и будут хорошо сочетаться со всеми остальными цветами. Кроме того белый цвет поможет сгладить и разбавить излишнюю яркость и пестроту цветника, растения с серебристой серой листвой могут послужить отличным фоном, а темные оттенки помогут выделить более яркие цвета.
Однако, важно знать, что иногда нужно быть осторожным в использовании белых цветов в цветнике. Это касается тех ситуаций, когда цветник построен на игре множества оттенков. Белый цвет, в данном случае, поделит все оттенки на светлые и темные и скроет все многообразие нюансов.
— Все пастельные тона также хорошо сочетаются между собой. Они помогут создать романтическую атмосферу вашего цветника. Кроме того, растения с цветами пастельных оттенков довольно часто обладают особенным ароматом. Однако, следует знать, что на ярком солнце цветы пастельных оттенков смотрятся блекло, зато в полутени или во время сумерек выглядят очень романтично.
— Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) способны визуально уменьшать пространство, делать его более теплым и уютным, тогда как холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый, зеленый) визуально пространство раздвигают. Холодные цвета довольно часто используются в качестве фона для более теплых оттенков. Но тут важно не переборщить и не напестрить.
— При составлении сочетаний цветов в цветнике не забудьте о декоративнолиственных растениях (различных гейхерах, бруннерах, хостах, к примеру, и т.д.), палитра их цветов довольно велика, от серого и серебристого до ярко-бордового. Эти растения помогут вам украсить ваш цветник до и после цветения. При этом растения с золотистыми и белоокаймленными листьями могут легко «подсветить» композицию, если она оказалась мрачноватой по цвету.
— Составляя цветовую палитру своего сада, учитывайте не только оттенки цветков и листьев растений, но и цвета садовой мебели, садовых сооружений, уличных контейнеров.
— При выборе цветовой палитры важно учесть не только зону, в которой он будет находиться (парадная, зона отдыха, отдаленная беседка), но и степень ее освещенности. Например, пастельные оттенки, прекрасные в утренние часы или при сумерках, а также в небольшом затенении, днем на солнцепеке будут смотреться довольно блеклыми. Холодные синие или фиолетовые цвета довольно ярко смотрятся на солнце, но в тени становятся блеклыми.
Как выбрать цветовую гамму цветника?
Для начала нужно выбрать главный цвет. От чего зависит этот выбор? Безусловно, от Ваших предпочтений, но кроме того, от места, в котором цветник будет расположен (Вы ведь помните, что цвет влияет на настроение) и от его окружения (от цвета стены или других архитектурных элементов, на фоне которых он расположен, к примеру). А далее, используя цветовой круг, подбираем, сочетающиеся с главным, цвета. При этом учтите, чтобы не получился «винегрет», КОЛИЧЕСТВО РАСТЕНИЙ КАЖДОГО ЦВЕТА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ! Это важно!
Так, если Вы решили, например, сделать розово-малиновый цветник, то сперва определитесь, какой цвет из них будет главным, каких цветов будет больше, розовых или малиновых? Пусть их соотношение будет 3 : 5 (это будет соответствовать правилу золотого сечения, будет смотреться гармонично). Далее для большей выразительности можно ввести третий цвет, например, сиреневый, но его лучше взять совсем чуть-чуть.
Также рекомендую Вам обратить внимание на выпуск нашего обучающего журнала «Цветники и кустарниковые группы: как составить красивую композицию». Все секреты ландшафтного дизайна изложены четко в простой и доступной форме.
nyurochka.ru
Модные сочетания цветов 2012 – 2013 от Pantone
В предыдущей статье о модных цветах от Pantone 2012 – 2013 был обзор тенденций цвета на настоящий сезон. Подиумные дивы представили краски в модных платьях и костюмах, обворожили, заинтриговали, но теперь хотелось бы знать: как эти цвета могут войти в повседневный или вечерний гардероб?
Яркие модные сочетания, строгие модные сочетания, романтичные модные сочетания…
Что одеть на корпоратив? Что одеть в офис в канун Нового года? Возможно, вы найдете здесь подходящую идею.
Яркие и контрастные сочетания цветов
Основное правило при выборе такого сочетания: цвет расположенный непосредственно к лицу должен вам идти. Даже если вы относитесь к цветотипу контрастное лето и вас не заглушит сочетание коричневого с салатовым (шартез), выберите к лицу коричневый оттенок. Или вам не идет теплая желтая охра (золотой мед) – выберите к лицу сине-зеленый цвет (зеленый ультрамарин). Не подбирайте украшения близкие к открытому телу таких цветов, которые вам не идут.
Если вы блондинка-весна, вам тоже пойдут яркие и контрастные сочетания, стоит только нанести броский макияж. Приветствуются контрастные ободки, темные или насыщенные оправы для очков.
К контрастным, ярким сочетаниям относятся такие, как коричневый с оранжевым, охрой, розовым, салатовым; оранжевый в сочетании с зеленым, синим, розовым; охра в сочетании с зеленым, розовым, синим. Розовый удачно сочетается с зеленым, синим и салатовым. Синий контрастен в паре с телесным и салатовым цветом. А серый удачно сочетается с цветом шартез.
Строгие сочетания цветов
Они отличаются менее выраженной контрастностью.
Спокойные и нейтральные оттенки устойчиво сочетаются друг с другом, что тяготит к выбору классического стиля. Однако, фантазия безгранична, во всем правит только гармония.
Конечно, такие комбинации подходят людям с мягкой внешностью, но и брюнетки могут себе их позволить, исключением будут лишь представители цветотипа зима.
Это модный серый цвет в сочетании с зеленым, коричневым, желтой охрой, синим и телесным. Темный оттенок коричневого сочетается с зеленым, сиренево-розовым, и синим. Как ни странно, сюда можно отнести сочетание синего с зеленым. На этом пожалуй все.
Романтичные сочетания цветов
Трогательность – основная черта этих сочетаний. Даже соблюдая минимализм классического стиля, романтические сочетания вызывают у нас чувство умиления. Возможно, вам будет странно увидеть в числе таких сочетаний серый, коричневый и синий цвета. Но как раз их сдержанность подвержена влиянию более эмоциональных оттенков. Так сочетание серого с оранжевым уже нельзя назвать строгим.
Идеально романтические сочетания подойдут представителям цветотипа весна. Их природная хрупкость вторит нежным мотивам комбинаций цвета. В прочем, и другие цветотипы могут на себя их примерить.
К этим сочетаниям цвета относятся зеленый и сиренево-розовый, телесный, салатовый. Коричневый прекрасно сочетается с бежево-розовым. А сочетание оранжевого с серым, телесным и сиренево-розовым – яркие и обаятельные. Хороши сочетания желтой охры и оранжевого, сиренево-розового, телесного и салатового. Сам по себе сиренево-розовый сильный романтичный оттенок и значительно влияет на понимание комбинаций с серым, телесным, синим. Розовый – один из самых женственных цветов, так же может переломить ощущения в сочетании с серым и телесным. Салатовый гармонично сочетается с сиренево-розовым и розовым.
Похожие статьи:
Модные цвета осень — зима 2012 от PantoneФантазии о ведьмах и колдунах в волшебных, изумрудных и закатных тонах вдохновляли дизайнеров этой осенью.
Сочетание цвета в одежде осень 2011 от Pantone ®Подборка модных цветов от Pantone ® универсальна тем, что все цвета в ней сочетаются друг с другом. 45 фото подбора одежды и аксессуаров модного цвета осень 2011.
lookcolor.ru
Поиск Лекций
Как было показано выше, гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несходством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета). А что в этом плане можно сказать о цветах, расположенных в противоположных четвертях цветового круга — о цветах дополнительных и контрастных? Эти цвета не связывает никакая степень родства. Например, цвет 3 (см. рис. 45) состоит из красного и желтого главных цветов, цвет 15 — из зеленого и синего. Синий и желтый цвета являются контрастными и дополнительными, так же, как и красный и зеленый. Гармоничность же дополнительных цветов широко известна и подтверждается многочисленными примерами из области изобразительного и прикладного искусства. Уравновешиваются указанные цвета их противоположными антагонистическими качествами. Ранее отмечалось, что при оптическом смешении дополнительных цветов возникает ахроматический цвет. Известно и то, что отношение длин волн любых цветов, являющихся дополнительными, равно примерно 1,25. Но как установить, какой цвет является дополнительным к некоторому заданному? Здесь единого общепринятого рецепта нет. Р. Арнхейм, в частности, считает, что самый действенный критерий — визуальная оценка соответствующих цветов, поскольку «вопрос о цветовой завершенности — это вопрос психологии, а не физики» [20]. Для нас принципиальное значение имеет выяснение возможности организации гармонических сочетаний контрастных цветов. Важно то, что дополнительные цвета обладают наибольшей цветовой контрастностью, которую даже начинающий художник должен уметь определять визуально. Поэтому для построения гармоний можно строго и не разделять цвета на контрастные и дополнительные (ведь цвета, с физической точки зрения не вполне дополнительные, образуют сочетания, которые следует рассматривать как контрастные). Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, а затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотныи контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов. Полезно также напомнить, что при гармонизации контрастных и дополнительных цветов можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахроматический цвет (белый или черный). На рис. 60 представлены эскизы, основанные на гармонических сочетаниях контрастно-дополнительных цветов. 29. контрасты Иттена Известный швейцарский педагог и исследователь Иоханнес Иттен считает, что полихромные композиции не могут быть выразительными при отсутствии контрастов. Он выделяет 7 видов контрастов: контраст светотени; контраст теплого и холодного; контраст дополнительных цветов; контраст, вызываемый явлением одновременного контраста цветов; контраст пропорций; контраст насыщения; контраст по цвету. Семь контрастов · Контраст цветовых сопоставлений Этот контраст наиболее прост — он наглядно выражен во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка. При изоляции посредством крайних ахроматических (чёрного и белого) — индивидуальный характер разделённых цветов приобретает большую выразительность, но ослабевает их взаимовлияние. · Контраст светлого и тёмного Между белым и чёрным расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Нейтральный серый — лишён характера, он легко изменяется под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Серый цвет нем, но он активизируется и даёт великолепные тона — любой цвет мгновенно выводит его из ахроматического тона в цветовой ряд, наделяя его оттенком, являющимся дополнительным к себе. Эти метаморфозы зрительно субъективны — в цветовом тоне не происходит изменений. Как и любой цвет, серый пребывает в зависимости от соседствующих, но для него, в большинстве случаев, это — «служебное» качество. Как нейтральный посредник он примиряет яркие противоположности и, поглощая их силу подобно вампиру, обретает собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет. Углублённое понимание контраста светлого и тёмного требует цикла упражнений, развивающих чувствительность к цветовым оттенкам, которые выражаются в построении шкал сопоставления, позволяющих воспитать видение и ощущение светло-тёмных градаций и их контрастов. · Контраст холодного и тёплого Опыты демонстрируют разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла в мастерских, окрашенных в «холодные» и «тёплые» цвета. Эксперименты показывают, что цвет также влияет на импульс кровообращения. Жёлтый и фиолетовый образуют самый сильный контраст света и темноты. На цветовом круге под прямым углом к оси этих цветов расположены красно-оранжевый и сине-зелёный — полюса холода и тепла, но такая характеристика теряет однозначность по отношению к промежуточным, которые воспринимаются в соответствии с ней только через отношение с более холодными или тёплыми. Иттен предлагает такое сопоставление: · холодный — тёплый · теневой — солнечный · прозрачный — непрозрачный · успокаивающий — возбуждающий · жидкий — густой · воздушный — земной · далёкий — близкий · лёгкий — тяжёлый · влажный — сухой Эти различия проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общего состояния произведения. Удалённые предметы, благодаря воздушному слою, всегда воспринимаются как более холодные. Использование этого эффекта — важнейшее изобразительное средство в передаче перспективы и пластических ощущений. Контраст холодного и тёплого — самый «звучащий» из всех контрастов. Грюневальд обращался к этому контрасту, когда хотел выразить ощущение божественного начала. · Контраст дополнительных цветов Два открытых цвета именуются дополнительными, когда смешение их даёт нейтральный серо-чёрный. В физике дополнительными называют два хроматических света, дающих белый. Это странная пара: они противоположны, но нуждаются друг в друге. Соседствуя, они возбуждают друг друга до крайней яркости и взаимоистребляются при смешении, как огонь и вода. У каждого цвета имеется только один дополнительный. · жёлтый — фиолетовый · жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый · оранжевый — синий · красно-оранжевый — сине-зелёный · красный — зелёный · красно-фиолетовый — жёлто-зелёный Во всех парах дополнительных цветов всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный, синий. Как смесь трёх первичных, так и смесь двух дополнительных — даёт серый. В главе «Физика цвета» показано, что, исключая один цвет из спектра, и смешивая все остальные — получаем его дополнительный. Физиология цветовосприятия показывает, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный факт появления в глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, а при его реальном отсутствии он спонтанно генерируется в нашем сознании. Закон дополнительных цветов является основой гармонии композиции, потому что его соблюдение даёт в зрительном восприятии равновесие. Пары дополнительных цветов обладают и другими особенностями: жёлтый—фиолетовый дают сильный контраст светлого и тёмного, красно-оранжевый — сине-зелёный — чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Два дополнительных цвета дают очень красивые серые тона. Содержательного по цвету серого тона добивались старые мастера, используя лессировку — дополнительным или приём близкий к дивизионизму. · Симультанный контраст · Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свои противоположный тон. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт. Рисунки 31…36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый их шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать опенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая за изменением оттенка серого цвета в том или ином цветном квадрате следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть прикрыты, а сам лист, на котором они расположены, приближен к глазам. В качестве примеров использования симультанного контраста могут быть приведены следующие произведения: «Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1 541 -1 614), Мюнхен, Старая Пинакотека «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо, Рейксмузеум Крёллер-Мюллер Как уже было отмечено, симультанные цвета являются порождением субъективного восприятия. Симультанный и последовательный контраст, вероятно, имеют одно происхождение. Этот контраст, возникающий только благодаря нашему зрению, вызывает ощущение живой вибрации из-за непрерывно меняющейся интенсивности восприятия цвета. Он имеет место не только при сочетании серого и хроматического, но и при взаимодействии двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. В последнем случае наблюдается эффект, выражающийся в том, что каждый из цветов стремится придать другому качества своего дополнительного, притом оба они до какой-то степени утрачивают присущий им характер и приобретают новые оттенки, они приходят к максимальной динамической активности, вибрируя и словно «качаясь» между своей реальной областью и мнимой. Утрачивается материальность цвета, и слова о том, что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию», в данном случае более чем уместны. И. Гёте говорит: «Лишь симультанный контраст делает цвет пригодным для его эстетического использования». Но существует много цветовых задач, для решения которых симультанные контрасты нежелательны. Примером может служить произошедшее с продукцией одной ткацкой фабрики, которая изготавливала ткань для галстуков. Случилось так, что чёрная полоса на красном фоне покупателями была воспринята как зелёная — это, в свою очередь, создавало ощущение неприятной вибрации, результатом иллюзии стали убытки из-за неприменимости нескольких сот метров галстучного шёлка. Для нейтрализации этого эффекта достаточно было использовать вместо сине-чёрной пряжи чёрно-коричневую. Симультанные проявления чистых цветов возникают и в тех случаях, когда вместо дополнительных в двенадцатичастном круге берутся те, что находятся рядом с ним. В этом случае коррелировать будут, например, не жёлтый с фиолетовым, а жёлтый с сине-фиолетовым или красно-фиолетовым — жёлтый всегда будет провоцировать отклонение и того и другого в сторону своего дополнительного фиолетового, а красно-фиолетовый будет вызывать в жёлтом отклонение в сторону жёлто-зелёного, сине-фиолетовый — жёлто-оранжевого, что и стимулирует симультанные вибрации. Композиция, построенная на сочетании жёлтого и красного цвета на синем, гармонически уравновешена, но замена синего сине-зелёным приведёт к симультанной игре, потому что перемена эта приведёт к возбуждению красного и жёлтого, и они будут восприниматься иначе, чем на синем. Для усиления симультанного контраста дополнительно используется контраст насыщения. · Контраст цветового насыщения «Качество цвета» подразумевает его чистоту и насыщенность. В самом понятии «контраст насыщения» обозначено противопоставление цветов ярких, насыщенных и блёклых, затемнённых. Спектральные цвета преломления света призмой — цвета максимального насыщения, максимальной яркости. Пигментные цвета также предоставляют нам примеры максимальной насыщенности. Как только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Существует четыре способа осветления и затемнения цветов, причём их реакция на эти средства различна. Чистый цвет можно смешать с белым, что придаёт ему свойства более холодного. При смешении с белым карминно-красный приобретает синеватый оттенок, что сказывается и на его характере. Аналогичные перемены происходят с жёлтым, становящимся также немного более холодным. Синий цвет практически не претерпевает изменений. Фиолетовый же напротив — чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и в случае, когда насыщенный тёмно-фиолетовый цвет выражает собой некую-то угрозу, примесь белого осветляет его, превращая в лиловый, производящий приятное и спокойно-весёлое настроение. Чистый цвет в смешении с чёрным испытывает следующие преобразования: жёлтый — утрачивает свою лучистую светлоту и яркось, что сообщает ему подобие болезненности и коварной ядовитости, мгновенно сказывающуюся на степени его яркости. Картина Жерико «Умалишённый», написанная в чёрно-жёлтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Чёрный цвет усиливает свойственную фиолетовому мрачность и, обращая её в безвольность, уводит в темноту. С добавлением чёрного к ярко-красному кармину, последний приобретает звучание, приближающее его к фиолетовому, — к красной киновари, обращает её в подобии жжёного, красно-коричневого вещества. Синий — чёрным затмевается, яркость его даже при незначительной примеси быстро теряется. Зелёный цвет способен дать гораздо больше модуляций, по сравнению с фиолетовым и синим, и допускает больший диапазон своих изменений. Чёрный, отнимая светлоту, и отдаляя от света, постепенно «убивает» цвета.
Смесь чёрного и белого, то есть серого, также ослабляет насыщенность цвета. Как только в насыщенный цвет добавляется серый, преобразование ведёт к получению разной степени светлых тонов, склонных к блёклости в сравнении с первоначальным. Включение серого служит нейтрализации цветов, становящихся «слепыми». Чистый цвет можно изменить, добавляя его дополнительные. Фиолетовый с включением жёлтого, изменяется в промежутке от светло-жёлтого до тёмно-фиолетового. Зелёный и красный не испытывают больших изменений тональности, но смешение обращает их в серо-чёрные. Осветление белым дополнительных цветов выражается исключительно сложными тонами. Участие в смеси всех трёх компонентов первого порядка (красный, жёлтый, синий) даёт пассивный, невыразительный цвет. Пропорция сказывается лишь в его тяготении к блёклым, сероватым оттенкам первичных или к чёрным. Эта триада таит в себе практически весь «ассортимент» приглушённых и блёклых цветов. Такой же результат следует ожидать, когда имеешь дело с цветами второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый), как, впрочем, и с любой комбинацией, включающей три первых основных цвета. На иллюзорность контраста «блёклый—яркий» сказывается следующее: цвет «становится» интенсивным, оказавшись рядом с менее ярким,— «никнет», соприкасаясь с превосходящим его по насыщенности. Белёсые тона, в особенности — серые, «воспрянут», когда рядом с ними расположены яркие цвета: нейтральные серые, чередуясь с яркими той же освтлённости, «оживают», а степень насыщения вторых ослабевает. · Контраст цветового распространения Действие его находится в зависимости от пропорций, и здесь важнее всего уяснить их роль в равновесности композиции, когда ни один из цветов не доминирует. Безусловно, в яркости и пропорции цветов кроется сила их влияния, а чтобы удостовериться в степени такового, следует сопоставить эти цвета на нейтральном во всех отношениях сером фоне. Это выявит качественное различие их светлоты и интенсивности. С этой целью И. Гёте установлены простые числовые выражения. Они приблизительны, но и соответствие красок одного наименования из различных источников заставляет в большей степени полагаться на чувствительность зрения, да и подчинение живописи абсолюту числа также нецелесообразно. 36,37,38,39.Цвет как фактор психофизиологического воздействия.
Таблица 3
Таблица 4
Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы: 1. При цветовой отделке рабочих, учебных помещений длительного пребывания следует отдавать предпочтение жёлтым, жёлто-зелёным, зелёным, зелёно-голубым цветам при средней их насыщенности и светлоте = 50 — 70%. 2. Насыщенные красные, оранжевые, оранжево-жёлтые цвета при длительном действии утомляют. Кратковременное их действие благотворно. Эти цвета могут использоваться для отделки вспомогательных помещений и окраски небольших площадей в помещениях длительного пребывания. Психологическая активность позволяет использовать их в качестве акцентов в цветовых композициях архитектурных сооружений. 3. Синие, сине-фиолетовые, фиолетовые цвета — угнетающие, при длительном воздействии вызывают спад работоспособности. Их лучше применять для окраски небольших площадей. 4. Смена цветов ведет к повышению работоспособности. Поэтому комбинации цветов, отличающихся по цветовому тону, наиболее уместны для помещений, длительного пребывания. 5. Монохроматическая гармония и гармония ахроматических цветов создаёт с точки зрения психофизиологического действия неблагоприятные условия. 6. Чередование при цветовом решении помещений ахроматических цветов с хроматическими усиливает эффект, производимый цветами, снимает зрительное утомление. 7. Под действием красно-оранжевых цветов снижается слуховая чувствительность человека. В помещениях, где необходимо добиваться наилучшей слышимости, лучше избегать их применения на больших площадях. 8. В случаях, когда необходимо корректировать тепловой режим помещений и спектральный состав света в них, следует пользоваться явлением «тёплых» и «холодных» цветов. 9. Назначение каждого помещения требует, как правило, определенной эмоциональной характеристики. К примеру, цветовые решения школьного класса, игровой комнаты в детском саду или торжественного зала дворца бракосочетаний должны носить различный характер, соответствующий эмоциональному настрою людей, пребывающих в этих помещениях.
40. 6.2. Иллюзия «весомости» цветов Фигуры, равные по площади, но окрашенные неодинаково, характеризуются зрителями как обладающие разным «весом». То же относится и к окрашенным по-разному объёмам. Явление «весомости» цветов имеет прямое отношение к их воспринимаемой светлоте. Светлые цвета кажутся легче тёмных. Это распространяется как на ахроматические цвета, так и на цвета, отличающиеся по цветовому тону. Цвета более насыщенные кажутся «легче», чем слабо насыщенные. Цвета с грубой фактурой «тяжелее» цветов с гладкой поверхностью. Полюсом тяжести цвета в цветовом круге является зона фиолетовых цветов, наиболее легким принято считать лимонно-желтый цвет. Часто явление «весомости» цветов перекликается со свойством «выступания — отступания». Потолок помещения, окрашенный в выступающий цвет, кажется тяжёлым, иногда даже угрожающим. Однако полной равнозначности этих явлений не наблюдается. Окраска степ в выступающий цвет зрительно сокращает размер помещения. Если при этом выступающий цвет является тяжёлым, то может возникнуть ощущение надёжного ограждения или даже угрожающей замкнутости. Эти характеристики, дополняя друг друга, способны создавать определенный психологический климат. На темных фонах «тяжелые» цвета кажутся уходящими от зрителя, а «легкие» — приближающимися. На светлых фонах эффект может быть обратным. Статика или динамизм объёмно-пространственного решения архитектурных комплексов могут быть подчёркнуты с помощью «тяжелых» пли «лёгких» цветов. Градостроительные архитектурные ансамбли существуют в пространстве. Динамизм в развитии цветовых композиций в пространстве зависит от «тяжести» цветов в большей мере, когда композиция развивается по вертикали. При развитии се по горизонтали главную роль играет явление «выступания и отступания», которое характеризует пространственно-временное качество цвета. |
|
poisk-ru.ru
Сочетание цветов в интерьере,контрасты
Контрастное сочетание цветов – это сочетание цветов, расположенных противоположно на цветовом круге. Если их перемешать, получится серый цвет.
Использование этого сочетания усиливает воздействие каждого из цветов, создавая сильное ощущение визуального движения. Когда цвета используются одновременно, они требуют продуманного употребления, чтобы не один из них не доминировал слишком сильно.
Сочетание контрастных цветов использовать нелегко. Это требует известного навыка, чтобы всё сбалансировать как следует.
Ниже приведены примеры использования контрастной цветовой гаммы:
Гостиница на карибских островах, декорированная с использованием контрастных цветов.
Это очень хороший пример того, каким потрясающим может быть контрастное сочетание цветов, когда их используют правильно. На этой фотографии стены нейтрального цвета, пол и деревянная мебель образуют простой фактурный фон, а цвет дивана и скатерти становятся фокусными точками с использованием контрастных оранжевого и синего цветов. Такой же синий диван на dommino.ua я купил себе, и попытался воспроизвести интерьер в точности, скажу сразу, что все у меня получилось даже лучше!
Экстремальный контраст цветов.
Здесь дополнительные цвета используются экстремально. Это сочетание исключительно красно-оранжевого и сине-зеленого. Смело и экстраординарно. Посмотрите как интенсивно смотрятся два цвета, противопоставленные друг другу. Каждый из этих цветов делает противоположный более интенсивным. Смотрите фото ниже, в галерее.
Контрастные цвета – популярный выбор современных интерьеров.
Простой пол из деревянных тиснёных плиток и огромная глянцевая стена образуют фон для того чтобы дать возможность проявиться сильному смелому сочетанию дополнительных цветов в этом интерьере. Довольно необычно видеть дополнительные цвета в таких больших количествах (большая зелёная стена и красные диваны), но поскольку имеется избыток естественного света и очень большое пространство, они хорошо сочетаются. Оба цвета очень интенсивные, но они несколько приглушены тёмной мебелью из мореного дерева и белыми матовыми стеклянными светильниками вдоль зелёной стены, которые разбивают сплошную поверхность зелёного цвета, также как и белым ковром под кофейным столиком в центре.
Броское контрастное сочетание цветов в экстерьере
Это сочетание цветов удивило меня. Я даже засмеялась. Я подумала, что это сочетание очень броское, даже вызывающее. Это не то, что бы я использовала в своём доме, но в этой цветовой комбинации есть свои достоинства.
Дизайнеры использовали красно-фиолетовый и жёлто-зелёный цвета из цветового круга. Вы можете видеть, что красно-фиолетовый цвет сбалансирован стратегически тем, что цветы в горшках такие же, но другого оттенка. Жёлто-зелёные стулья Адирондак – фокусные точки во всей композиции. Кошка выглядит счастливой!
Мятно-зелёный цвет с конфетно-розовыми полосочками всегда популярен в спальной для девочки.
Это дополнительное сочетание получается из красного и зелёного на цветовом круге. Добавляем белого и цвета становятся мятно-зелёным и розовым. Вы можете видеть, как цвета используются с разной степенью интенсивности: горячий розовый оттенок цвета на декоративных подушечках и корзинке для цветов у подножья кровати используется для того, чтобы немного разбавить пастельную комбинацию оттенков, одновременно оставаясь мягким и уютным цветом.
Как вы могли уже убедиться, дополнительные цвета могут быть использованы абсолютно различными способами. Просто помните, что сочетание 2 цветов рядом усиливают друг друга. Так что, будьте осторожны.
master-off.net
15. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов
Гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несходством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета). В таких сочетаниях цвета не связывает никакая степень родства, они расположены в противоположных четвертях цветового круга.
Гармоничность дополнительных цветов уравновешивается их противоположными антагонистическими качествами.
Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет (исходный) лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.
При гармонии контрастных и дополнительных цветов можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахроматический цвет (белый или черный).
16. Характеристика психологического воздействия различных цветосочетаний.
Человек всегда воспринимает сложную цветовую среду — психологически воздействуют не отдельные цвета, а их сочетания.
степень такого воздействия зависит: от степени активности или пассивности каждого цвета, от величины контраста между цветами, от соотношения цветов по всем их характеристикам. Воздействие цветовых сочетаний складывается под влиянием сходства или противопоставления сочетаемых цветов, то есть цветового контраста. Влияние это может выявлять любое эмоциональное состояние или нейтрализовать его.
Большие контрасты – вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности, взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Поэтому очень важно определить меру противопоставления, так как опасность пестроты, крикливости или резкости сочетания очень вероятны.
Если построить равноступенный ряд очень активного цвета к пассивному при большом контрасте между начальным и конечным элементами ряда, то такой ряд будет постепенно ослаблять возбуждение и наоборот.
Последовательно воспринимаемый переход от возбуждающих цветов к угнетающим, от ярких к темным, от чистых к тусклым, от теплых к холодным, от тяжелых к легким, в целом динамичный, может создавать затухающее или возрастающее эмоциональное напряжение. Возбуждающее действие теплых сочетаний, как более активных значительнее, чем холодных. Они более заметны и лучше фиксируются в памяти.
Малые контрасты образуют однообразные, спокойные, малоактивные, вызывающие чувство единства сочетаний.
Малый контраст по светлоте дает менее заметным членение плоскости, усложняет восприятие объема формы.
Малый контраст по цветовому тону придает вид мягких соотношений, но при сочетании активных цветов, не ослабляет активности их воздействия (красный с красно-оранжевым), при сочетании пассивных цветов может вызвать угнетающее впечатление.
Психофизиологическое воздействие при определенных условиях может иметь место и его можно целенаправленно применять. Психологическое воздействие парных и многоцветных сочетаний наряду с контрастностью соотношений определяется преобладающим цветом. Дополнительный цвет в парном сочетании является вспомогательным, усиливающим действие основного цвета.
Сочетание
светло-зеленого и синего вызывают чувство пассивности и холода;
желтого и красного – радости;
красного с золотым – торжественности, значимости;
красного и синего – динамичности;
красного и фиолетового – беспокойства;
красного и желто-зеленого – активности;
желтого и желтовато-зеленого — свежести;
желтого и синевато-зеленого – успокоенности.
При сочетании различных цветовых тонов, равных по светлоте, необходимо вводить белый или черный разделяющий контур для усиления воздействия сочетаний и выявления формы цветовых пятен.
Действие сочетаний хроматических цветов с ахроматическими при разных светлотных контрастах отличается значительной активностью.
Сочетание
красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строгое;
красного и белого – дисгармоничное;
желтого и черного – броское;
желтого и белого – вялое, мягкое, неброское;
синего и черного – мертвенное;
синего и белого – прохладное, чистое;
синего и серого – строгое.
При сочетании хроматических цветов с ахроматическими особо важно соблюдать светлотный контраст. Иначе такие сочетания (желтый и белый, синий и черный) могут утратить выразительность.
В отношении трех и четырех цветовых сочетаний можно ограничиться общим указанием, что в них всегда должен доминировать один цвет, а одна вспомогательная группа должна объединять все остальные.
Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый рядом с холодным кажется еще теплее. Холодный в сопоставлении с еще более холодным теплее, а с менее холодным становится еще холоднее. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, располагаясь над легким вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.
Степень воздействия или восприятия цветосочетаний зависит от возрастных предпочтений, развития у человека чувства цвета, его цветовой восприимчивости, свойств характера и даже настроения в данный момент. Немалую роль играют новизна, необычность впечатления.
studfiles.net
Вопрос 7. Гармония сочетания контрастных и дополнительных цветов.
Гармоничность же дополнительных цветов широко известна и подтверждается многочисленными примерами из области изобразительного и прикладного искусств. Уравновешиваются указанные цвета их противоположными антагонистическими качествами.
Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью.
Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, а затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.
При гармонизации контрастных и дополнительных цветов к одному из них или к обоим цветам можно добавлять ахроматический цвет (белый или черный).
Вопрос 8. Формообразующие формы цвета.
Формообразующие свойства цвета широко используются в архитектуре,
особенно в интерьере, а также в композиционной «разработке обоев. В решении пространства интерьера цвет может играть очень большую роль. С помощью цвета можно визуально расширить пространство- помещений, раздвинуть стены по глубине и ширине или, наоборот, визуально сблизить их и тем сузить пространство, можно создать впечатление многопланового пространства. Можно с помощью цвета выявить и как бы усилить восприятие высоты помещений, а также решить и обратную задачу — снизить восприятие высоты расположения потолка. С помощью цвета можно усилить восприятие членения интерьера на зоны в квартире и при этом выявить их пропорции, ритмическое построение.
При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», жесткость, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, мягкости.
Формы одного и того же геометрического вида, величины, массы, фактуры, равно освещенные и помещенные в одинаковые по отношению к зрителю положения, воспринимаются по-разному, если различны их цветовые характеристики.
Объемно-пространственная форма по цвету может быть построена в трех основных направлениях: хроматический ряд, ахроматический ряд и их сочетания. Комбинации цветов в этих направлениях образуют более сложные ряды изменений цветов в объемно-пространственной форме. Практически бесконечное многообразие цветовых комбинаций может быть обеспечено на основе пространственной организации цвета.
Вопрос 9. Цветовая гармония и ее типы.
Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
— цветового тона; — светлоты; — насыщенности; — формы;
— размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Однотоновая гармония (в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.
Гармония родственных цветов (нюансов).
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета. Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный.
Полярная гармония.
Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.
Гармония построенная по принципу конструктивного построения(цвета располагаются на концах вписанных в цветовой круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)
studfiles.net
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов — Мегаобучалка
Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего, как нетрудно убедиться, мы имеем четыре группы родственно-контрастных цветов.
Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы — желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых — чистый зеленый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цвета в известной мере несут признак контрастности.
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.
На рис. 51 представлены эскизы, основанные на гармонических сочетаниях теплых желто-красных и желто-зеленых цветов. Принципиально отличаются от них сочетания холодных сине-красных и сине-зеленых цветов (рис. 52). И, конечно, совсем по-другому звучат сочетания теплых желто-зеленых цветов с холодными сине-зелеными (рис. 53) и теплых желто-красных цветов с холодными сине-красными (рис. 54).
Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (на рис. 55 несколько таких хорд показаны пунктирными линиями; обозначения цветов в цветовом круге те же, что и на рис. 44 и 45). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.
Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональной выразительности родственно-констрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетании.
Здесь возникает вопрос, можно ли один из цветов для сочетания взять из одного цветового круга, а другой из другого.
Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и оранжевого 4 из круга / (см. рис. 44, 45 и 55). Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Согласно принятому ранее условию, чтобы создать наиболее гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый цвет 22 несколько разбелить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, ослабит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое количество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.
Заметим, что в практике художественного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего два цвета. Это и понятно: два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетании! двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.
В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетаний двух теневых рядов родственно-контрастных цветов. В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом:
два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;
два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружать цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении; все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены).
Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции. В этой связи назовем некоторые другие гармонические связи 3—4 цветов.
Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 56). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов — 20.
У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющего и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.
Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет — главный — объединяет первых два цвета. Для примера на рис. 57 показано несколько соответствующих треугольников.
Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветленном.
Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). На рис. 5^ показаны два таких прямоугольных треугольника. В каждом из них цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние в свою очередь связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов — 20.
Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных Цвета (рис. 59). Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными (другие пары цветов—родственно-контрастны).
Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех и четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контрастных цветов из системы цветовых кругов. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.
Завершая этот параграф, отметим, что именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.
megaobuchalka.ru