Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)
- Категория: Цвет в интерьере
Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.
Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.
Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены». Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного)
Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.
Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.
Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные:
Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.
Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.
Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.
Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.
Гармоничные сочетания цветов
Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов
Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.
Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.
Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение.
И последнее гармоничное сочетание основывается на
Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.
Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.
Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.
Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция
Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.
Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.
А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.
При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.
Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.
Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.
Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.
И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.
А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com.
Похожие материалы:
♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:
Добавить комментарий
studyas.com
Учимся подбирать цвета. Работа с цветовым кругом
С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде «черный подходит ко всему», или «розовое с зеленым — ужасно» (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у marriba at Учимся подбирать цвета — часть1. Цитирую:Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба 🙂
(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)
Обещаю не углубляться в дебри колористики 🙂 а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной «теорией времен года» о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.
Цветовой круг.
Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку 🙂(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности — это нам понадобится позже).
2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.
красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый
Зеленый+красный.
3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.
изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый
Пример: голубой+желтый+розовый
3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один — контрастный.
Пример: зеленый+желтый+розовый.
Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.
Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.
3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.
Пример: сиреневый+оттенки розового.
4 цвета: по два взаимно усиливающих.
Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.
Сложно подобрать пример 🙂
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.
Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности. В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов — от светлых пастельных до приглушенных, в середине — яркие и чистые цвета.
Наиболее контрастными будут сочетания:
1. Ярких цветов.
2. Пастельных и приглушенных цветов.
3. Пастельных и приглушенных оттенков одного цвета.
Сочетания со слабым контрастом.
1. Между пастельными цветами.
2. Между приглушенными цветами.
3. Между оттенками одного цвета, близкими друг другу по насыщенности.
Конечно, есть еще черный, серый, белый цвета. Сочетания с ними тоже рассматриваем по принципу контрастности.
На фотографиях слева контраст выше, справа — ниже.
Сайт для работы с цветовым кругом
http://colorschemedesigner.com
UPD. для удобства собрали все правила работы с цветовым кругом и другие варианты сочетания цветов в один пост.
make-your-style.livejournal.com
Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций
Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.
Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.
Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.
Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.
Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.
Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.
Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.
Комплиментарные (дополнительные) цвета.
Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.
Классическая триада
Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.
Аналоговая триада
Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.
Контрастная триада
Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
Прямоугольная схема
Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.
Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.
Квадратная схема.
Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.
Шестиугольная схема
Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.
Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.
Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.
Вариации цветовых сочетаний:
Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!
Желаю вам радужного творчества!
www.livemaster.ru
Цветовой круг. Теория на практике
Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.
Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.
Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.
Цвета цветового круга
Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:
А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.
Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.
Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.
Круг цветовых сочетаний
Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.
Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.
Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.
Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.
Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.
Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.
Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.
Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:
Это четырехцветная контрастная гармония: она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.
Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.
Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.
Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.
Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — цветовой круг.
Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.
Читайте дальше: по каким еще принципам строятся комбинации цвета?
Похожие статьи:
lookcolor.ru
Осваиваем цвета палитры — цветовой круг и ваша палитра
Продолжаю тему «Если не нравится свой колорит» и «как работать с палитрой сезона»http://color-harmony.livejournal.com/87228.html
У нас уже были статьи, как разнообразить свои цвета http://color-harmony.livejournal.com/88191.html
и как вписать неподходящие цвета в ваш гардероб http://color-harmony.livejournal.com/88981.html
Перед тем, как перейти к психологическому восприятию цветотипов, я хочу рассказать еще об одном способе сделать цвета палитры интереснее. Иногда важны не столько цвета, сколько их сочетания.
Способов сочетать цвета достаточно много. Самый распространенный способ — по цветовому кругу. (+ нужно помнить про комплиментарные цвета по Манселлу http://color-harmony.livejournal.com/93180.html )
Но чтобы сочетать цвета, нужно знать к какому сектору 12 частного круга принадлежит тот или иной цвет. Некоторые компании делают специальные цветовые круги по цветотипам
Но что делать, если у вас такого нет?
В некоторых палитрах цвета разделены по оттенкам, и разделить палитру на составляющие достаточно легко (за это я и люблю палитры 12 tone sci art=))
Вот, например, вы светлое лето и у вас такая палитра:
Для начала палитру нужно разложить на составляющие. Обычно в любой из палитр есть почти все части 12 частного сектора. Обычно их 10. Остальные два могут прийти в палитру человека из индивидуальной палитры из соседних колоритов. Например, у одного светлого лета недостающий желто-зеленый придет из светлой весны, а у другого — из холодного лета (там это цветной серый с зеленоватым оттенком)
Как вы видите, некоторые цвета не очевидны, потому что в них очень много серого, но догадаться, что есть что — можно.
Что касается способа сочетания цветов по цветовому кругу — он самый простой для понимания и помогает создавать большое количество сочетаний (хотя я сама обычно сочетаю цвета более интуитивно — как для себя, так и для клиентов, круг у меня «в голове» — так тоже можно, если знаете теорию — что с чем сочетается, но для начала лучше работать с кругом).
Общее правило сочетаний 12 частного цветового круга — вписать в него любую геометрическую фигуру и посмотреть, на какие цвета она указывает.
Например, пусть будут такие фигуры:
(шаблоны кругов взяла с http://www.colorkurs.ru/ , сочетания делала как эскизы для моих курсов)
Слева-направо по рядам — просто круг, монохромное сочетание, комплиментарное по Иттену, родственное сочетание (все цвета содержат в себе общий цвет и не содержат контрастных цветов — учитывается пространство внутри фигуры), родственно-контрастное сочетание (оба цвета содержат один общий цвет , а их вторые цвета различаются, учитываются края этой фигуры), расщепленный контраст, триада, геометрические сочетания. Последний круг показывает, что вы можете крутить фигуры, как вам угодно.
Посмотрим, как это работает с палитрой светлого лета.
Если за основу взять желтый (как вы помните, круг можно крутить)
Кроме того, к любому сочетанию вы можете добавить любой базовый цвет своей палитры. И стоит помнить, что чем больше цветов, тем сложнее их сочетать. Оптимальное количество цветов в гардеробе — три, больше сочетать сложно.
color-harmony.livejournal.com
Цветовой круг и цветовые сочетания.
Цвет мы видим в первую очередь, почти одновременно с формой объекта. При использовании того или иного цвета важно в каком цветовом окружении будет находиться новый элемент. Цветовые сочетания играют важную роль в визуальной коммуникации. По этой причине я решил уделить внимание цветовому кругу и цветовым сочетаниям.
Но прежде чем приступить к сочетаниям, сначала нужно разобраться с цветами как таковыми.
Первичные цвета(от англ. Primary Colors).
Сначала поговорим о первичных цветах. Красный цвет, как жёлтый и синий не могут быть получены комбинацией или смешением в отличии от других цветов спектра, которые являются производными. Это основные цвета, из которых путём смешения можно получить все остальные цвета радужного спектра.
Вторичные цвета(от англ. Secondary Colors).
Вторичные цвета получаются путём равномерного смешения основных цветов. Смешиваем красный с жёлтым и получаем оранжевый, жёлтый плюс синий — получаем зелёный, красный мешаем с синим и получаем фиолетовый.
Третичные цвета (от англ. Tertiary Colors).
Цвета получаемые путём смешения основных и вторичных цветов.
Так уж устроен человеческий орган зрения что наш мозг пытается уровнять все цвета, смешав их визуально в один цвет и получив в итоге серый цвет. Физиолог Эвальд Геринг доказал что нейтральный серый цвет несёт в себе визуальное равновесие.
Если долго смотреть на жёлтый квадрат, а потом закрыть глаза то мы увидим фиолетовый квадрат. Таким образом наш мозг компенсирует расход сил потраченных на восприятие данного цвета и подсознательно уравновешивает его дополняющим цветом.
Если смешать первичные цвета вместе то мы получим в итоге ахроматический цвет. Тот же результат будет если мы смешаем вторичные цвета или третичные. Стоит отметить что белый мы получаем в том случае если работаем с отражаемым (вещественным) цветом. Если же мы говорим об излучаемых (невещественных) цветах то при смешении они будут давать чёрный цвет.
Этот факт хорошо иллюстрируется в опытах проведённым Исааком Ньютоном при разложении дневного света на спектр. Для этого он использовал трёхгранную призму. В полученном спектре были все цвета кроме пурпурного.
Таким образом идеальным цветовым сочетанием будет цветовая палитра, которая при смешивании всех задействованных цветов будет давать серый цвет.
На основе данного утверждения мы получаем гармоничные цветовые палитры с которыми предлагаю ознакомиться ниже.
Дополняющие цвета (от англ. ComplementaryColors).
Цвета которые занимают противоположные положения в цветовом круге, называются дополняющими, по-другому комплементарными. Дополняющие цвета при слиянии образуют единый ахроматический, отсюда и название.
Это наиболее яркие и контрастные сочетания.
Аналогичные цвета (от англ. Analogous Colors).
Эти цвета находятся рядом на цветовом круге. Эти цвета образуют более тонкие и нюансные сочетания.
Триады (от англ. Triads).
Триадные цветовые сочетания позволяют добавить контраста и гармонизировать цветовую палитру.
Расщепленные дополняющие цвета (от англ. Split Complementary Colors).
В этом случае один из дополняющих цветов делится на два ближайших цвета.
Квадрат (от англ. Square Colors).
Цветовую схему с квадратной основой лучше использовать в случае если один цвет доминирует над остальными.
Прямоугольник (от англ. Tetradic Colors).
Немного отличается от квадрата, но в целом очень похожие цветовые схемы.
Конечно использовать данные цветовые сочетания нужно обдуманно. Кроме того используя лишь чистые цвета спектра тяжело будет добиться гармонии. Стоит выделять цвета при помощи тона и насыщенности, но подробнее об этом в других статьях блога.
Часто нам стоит оглянуться вокруг для того чтобы понять что такое гармония и как можно использовать цветовые сочетания.
alexsv.ru
Цветовой круг — сочетание цветов
Цветовые сочетания расположенные на цветовом круге
Монохромное | Аналогичное | Комплиментарное | Сплит-комплиментарное |
Монохромное(Monochromatic)сочетание одного цвета, но разных оттенков. У каждого цвета можно выделить 3 оттенка, которые и можно сочетать. Тёмно и светло-жёлтый.Аналогичное(Analogous)сочетание от двух до пяти цветов расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Пример сочетания аналогичных цветов Желто-оранжевый/Жёлтый/Жёлто-Зелёный/Зелёный/Сине-Зелёный.Комплиментарное, Сплит-комплиментарное(Complementary, Split Complementary)это сочетание основного цвета и одного(Complementary) или пары(Split Complementary) дополнительных цветов на противоположной стороне от него. Это хорошая возможность выделить что-либо. Например, карий цвет глаз можно подчеркнуть тёмно зелёными тенями. Или к волосам огненно-рыжего цвета, идеально подойдёт тёмно-синий жакет с изумрудным платком. |
Триада | Тетрада | Квадрат | |
Триада(Triad)сочетание трёх цветов лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Это сочетание в форме равностороннего треугольника на круге. Это хорошая возможность сочетать цвета, не выделяя из них не один. Например хорошим сочетанием в кадре фотографа будет трава(зелёный), песок(жёлтый) и фиалка (фиолетовый).Тетрада, Квадрат(Tetrad)сочетание четырёх цветов. Оно может быть двух вариантов. Все четыре цвета равноудалены друг от друга или по две пары цветов расположенные напротив друг друга. |
Стоит отметить, что лучше всего человеческим глазом воспринимается сочетание не более, чем из 2-3 цветов. Большее количество цветов не комфортно для глаза. Хотя такие варианты часто используют художники в своих картинах или стилисты при составлении творческих образов.
Подобрать сочетания цветов онлайн
Применение цветового круга у художников Сочетание цветов в одежде Сочетание цветов в интерьере. Секреты цветового круга.cvet-krug.ru