Оригами из бумаги это – Что такое ОРИГАМИ — простой ответ что это значит, история, примеры

История происхождения оригами | Оригами

Содержание

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой, единственным учеником которого в России является Зоя Чащихина, президент Московского Детского Центра Оригами.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.


Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок  и  стало  придворным  искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

Оглавление

§ 1. Открытие бумаги.
§ 2. Возникновение оригами.
§ 3. Первые книги по оригами.
§ 4. Распространение оригами по миру.
§ 5. Композиции из бумаги.

§ 1. Открытие бумаги.

В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К 3 в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал-бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.

В VI-VII веке н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей-Тянь («летающие монеты»). Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества. В VI веке н.э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.

Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги») в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.


Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шелковую вату, удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.
Вскоре дорогое сырье заменили более дешевым — теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 г. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную.

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание «живое сокровище» и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги «ваши». Эта бумага очень прочная — она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге «ваши» после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.

§ 2. Возникновение оригами.

В древности Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб — чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.

Буддисты были первые, кто уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.

Буддизм искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели в едином направлении – к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налета времени на вещах.

Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен- (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, т.е. представления о красоте, как пути к Истине.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185 гг) и даже обозначили особым понятием «моно-но-аварэ». Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор складывают в Японии ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу — бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам-гуси – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

В периоды Камакура (1185 — 1333 гг.) и Муромати (1333 — 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в, упоминает в своей книге «Гандзи моно гатари» («Повесть о блистательном принце Гандзи») о разновидности оригами-искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.

В периоды Адзути-Момояна (1573 — 1603 гг.) и Эдо (1603 — 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста-четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» — «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.

§ 3. Первые книги по оригами.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба-цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия «как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором «Сембадзуру ориката» считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы «Чашингура».

В 1845 г. в Японии издается книга «Кан-но-мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан-но-мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть.

В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.

§ 4. Распространение оригами по миру.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков (см. приложение 1) процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички — «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (букв. — птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения — название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки – «различные другие пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо».

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань — воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.
Любителем оригами был Льюис Керрол — автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его «Очерков и монологов» (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка». В 1946 г. схема складывания класического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

§ 5. Композиции из бумаги.

Складывание цветов из бумаги – занятие увлекательное. А составление композиций из цветов – настоящее творчество, где все зависит от вкуса и фантазии художника. Цветы и листья к ним можно сложить по чертежам. В такой композиции передается настроение, восприятие мира, душа.

Композиции предлагаемые вашему вниманию, сродни искусству икебаны. Это синтез традиции и фантазии, попытка воссоздать из бумаги чудесный уголок живой природы, где цветы и травы растут, буйствуют, а не срезаны и собраны в букет. Опорой растениям и оригинальным декором служат бумажные трубочки.
Язык цветов, как и язык оригами, международный. Безмолвный, понятный и доступный каждому, он призван дарить людям мир и любовь, добро и взаимопонимание, радость и вдохновение.

Главный фактор возрастания популярности этого искусства — это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Заключение

Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

Обновление: на сайте опубликованы статьи про мастеров оригами.

 

Спонсоры новости:

yourorigami.info

Кто и когда на самом деле придумал оригами?

Любите оригами? Узнайте о том, как появилось и развивалось это искусство.

Что такое оригами?

Оригами — это японское искусство складывания бумаги, которое существует уже многие века. К сожалению, изобретение этой концепции не приписывается ни одному конкретному человеку. Многочисленные мастера оказывали влияние на развитие этого искусства на протяжении многих лет.

Хронология развития оригами

Вот краткая хронология:

  • 1150 год до н. э. — это первый известный пример складывания, речь идет о древнеегипетской карте.
  • 105 год н. э. — в Китае была изобретена бумага, а вы не сможете сделать оригами без нее.
  • VI век н. э. — буддийские монахи привезли бумагу из Китая в Корею и Японию.
  • VII век н. э. — цивилизацией майя была создана складная книга, получившая название «кодекс».
  • Х век н. э. — в Японии появился складной веер, который затем распространился в Западном мире.
  • XIV век н. э. — китайские археологи обнаружили сложенную бумагу среди погребальных объектов в гробнице пары, жившей во времена династии Юань.
  • 1629 год — итальянский писатель Матья Джигер опубликовал книгу, в которой содержались изображения сложенных из бумаги животных, что позволяет сделать вывод, что складывание бумаги стало популярным в Западной Европе.
  • 1680 год — в стихотворении Ихары Сайкаку упоминаются сложенные бабочки-оригами, используемые в свадебной церемонии.
  • 1764 год — Садатаке Исе опубликовал первую книгу, посвященную складыванию бумаги.
  • 1797 год — была опубликована книга «Секрет складывания тысячи журавликов», которая стала первой книгой, посвященной развлекательному складыванию бумаги.
  • 1872 год — к этому моменту складывание бумаги добралось и до Северной Америки, так как в статье в журнале Scientific American можно увидеть инструкцию по складыванию бумажной шапочки.
  • 50-е годы ХХ века — Йошизава и Рандлетт создали систему стандартных символов оригами, которая используется до сих пор.

Оригами сформировалось в Японии

Термин «оригами» с японского переводится как «складывание бумаги». Он происходит от слов oru — «складывать» и kami — «бумага». На заре создания искусства оригами бумага была дорогим предметом роскоши. Богатые японские семьи были единственными, кто мог позволить себе покупку бумаги, поэтому фигурки оригами использовались как средства передачи особых сообщений или в качестве подарков. Например:

  • На синтоистских свадьбах бабочки-оригами складывались из бумаги, чтобы представлять жениха и невесту. Эти бабочки помещались на верх бутылок саке, и их называли «мечо» и «очо». Как уже было сказано, к этой традиции имеется отсылка в стихах Ихары Сайкаку.
  • Обертки для подарков из сложенной бумаги называются цуцуми, их использовали в некоторых церемониях, чтобы символизировать искренность и чистоту.
  • Сложенная бумага, которая сопровождала главный подарок, называется цуки. Это был своего рода сертификат подлинности, который подтверждал ценность подарка.

Создание сенебацуру

Как только цены на бумагу упали, оригами смогли наслаждаться практически все жители Японии. Одна традиция, касающаяся складывания бумаги, заслуживает отдельного внимания. Речь идет о сенебацуру. Сенебацуру — это тысяча бумажных журавликов, которые соединены между собой одной или несколькими нитями. В соответствии с японской традицией, если вы сможете сделать тысячу бумажных журавликов, вы сможете загадать одно заветное желание. Именно «тысяча журавликов» стали темой первой опубликованной книги об оригами в 1797 году. К сожалению, ее автор неизвестен. Что касается современности, традиция складывания тысячи журавликов ассоциируется в первую очередь с Садако Сасаки. После того как на Хиросиму в 1945 году была сброшена атомная бомба, Садако оказалась среди тех людей, у которых развилась лейкемия. Она изо всех сил старалась сложить тысячу журавликов, пока находилась в больнице, где проходила лечение, однако она скончалась до того, как смогла сложить всех журавликов. Ее друзья и знакомые закончили ее сенебацуру в ее честь. Именно эта история легла в основу изветсной детской книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», написанной Элеонор Коерр. Во всем мире она признана символом того, какой эффект война оказала на невинных детей. В Мемориальном парке мира в Хиросиме установлена большая статуя Садако, держащей в руке золотого бумажного журавлика.

Создание системы Йошизавы-Рандлетта

Акира Йошизава, которого зачастую называют гроссмейстером оригами, начал заниматься этим искусством уже в три года. К тому моменту, как ему исполнилось 26 лет, он уже сделал оригами неотъемлемой частью своей жизни. Йошизава известен тем, что он создавал свои собственные дизайны, а не полагался на традиционные варианты. В 1954 году он разработал систему символов для стандартизации оригами, чтобы другие люди могли проще обучиться этому искусству. Книга «Искусство оригами» Самуэля Рандлетта, опубликованная в 1961 году, описала систему, созданную Йошизавой, в деталях. Также он добавил несколько символов, чтобы описать еще несколько действий. С тех пор система Йошизавы-Рандлетта используется по всему миру.

Модульное оригами

Традиционно оригами определяется как складывание одного листа бумаги без надрезов и без использования клея. Модульное оригами отклоняется от классического определения искусства и базируется на создании комплексных моделей из большого количества идентично сложенных элементов. Модель Сонобэ, созданная Мицунобу Сонобэ, появилась в семидесятые годы, и именно ей приписывается популяризация данного направления оригами.

Складывание бумаги в других культурах

Термин «оригами» является японским, однако подобные виды складывания бумаги также наблюдались и в других культурах, например:

  • Китай. Цай Лунь, придворный императора во времена правления династии Хань, изобрел бумагу в 105 году до нашей эры. В Китае искусство складывания бумаги называется «женьзи». Оно схоже с оригами, однако в Китае предпочитают делать лодочки, тарелки, игрушки и другие неодушевленные предметы, в то время как в Японии больше всего внимания уделяется животным.
  • Корея. В Корее дети в школе учатся искусству складывания бумаги, которое называется там «ен-и еобги». Ддакжи — это игра, в которую играют с использованием сложенных бумажных дисков, она популярна как среди детей, так и среди взрослых.
  • Испания. В Испании складывание бумаги известно как «папирофлексия», но неофициально его называют складыванием «пахаритас». Пахарита — это вид бумажной курицы, который считается символом папирофлексии в Испании точно так же, как журавлик является символом оригами в Японии.
  • Германия. Немцы называют складывание бумаги «папирхальтен». Звезда Фробеля, названная в честь педагога Фридриха Фробеля, является одним из наиболее популярных примеров этого искусства. Фробель посвятил свою карьеру использованию складывания бумаги, для того чтобы сделать математические концепции более понятными для детей.

Современные влияния выводят складывание бумаги на новый уровень

Современные влияния на оригами очень сильно различаются, начиная с создания массивных скульптур из сложенной бумаги и заканчивая созданием произведений искусства, используя при этом как можно меньшее количество сгибов. Геометрические фигуры и дизайны продолжают удивлять математиков и любителей, постоянно появляются новые фигуры, которые относятся как к японской, так и к зарубежной традиции. Ответа на вопрос о том, кто именно изобрел оригами, пока что найдено не было. Но при этом новые теории, техники и диаграммы продолжают появляться, благодаря чему оригами останется популярным видом искусства еще в течение долгого времени.

fb.ru

Оригами. История возникновения

Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.

В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.

В японском языке слово это буквально означает «сложенная бумага». Но само название «оригами» появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались «ориката» («занятие складыванием»).

История возникновения

Конечно, оригами — это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.

Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.

Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.

Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только «свой» человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.

Традиционная японская свадьба, то есть свадьба, проведенная по канонам синтоизма, например, предполагала обязательное украшение интерьера сложенными из бумаги бабочками, которые символизировали жениха и невесту.

Распространение оригами. Япония

Вообще, о настоящем искусстве оригами, наверное, можно говорить лишь с появлением японского бумажного журавлика — одной из самых несложных и наиболее популярных поделок, созданных без каких-либо практических целей.

Кстати сказать, первая книга-учебник по оригами, изданная в Киото в 1797 году, называлась «Как сложить тысячу журавлей». Это ее название явно отсылало читателя к старинной легенде, которая обещала исполнение желания тому, кто сложит тысячу бумажных журавлей. Правда, несмотря на название, издание рассказывало о методах сложения и других фигурок.

После Второй мировой войны и бомбардировки Хиросимы журавлик из бумаги приобрел особое значение. Японская девочка Садако Сасаки, больная лейкемией, складывала в больнице журавликов, веря, что с тысячным, вышедшим из-под ее рук, отступит страшная болезнь. Девочка успела сделать только 644 фигурки…

Акира Йошизава

Большие заслуги в продвижении и развитии искусства оригами в XX веке приписывают японскому оригамисту Акире Йошизаве (Есидзаве).

Когда-то молодой чертежник Акира, работающий на машиностроительном заводе, объяснял новичкам азы начертательной геометрии, складывая для наглядности фигурки оригами. Он достиг такого мастерства в этом искусстве, что хозяева завода позволили ему заниматься оригами даже в рабочее время.

Впрочем, лишь после войны Акире Йошизаве удалось продолжить свою деятельность. В 1954 году увидела свет его книга «Новое искусство оригами», а вскоре в Токио открылся основанный им Центр по изучению данного искусства.

Этот знаменитый мастер разработал целый устав с универсальными обозначениями сгибов оригами. Эти по сути своей инструкции служили для передачи технических приемов оригами на письме. В книге были собраны базовые модели для осваивающих первые шаги в этом искусстве.

Акира Йошизава прожил долгую жизнь, создал более 50 тысяч ранее неизвестных моделей, а после заслуженного триумфа своей первой книги выпустил еще 18 книг по оригамистике.

Благодаря его деятельности любители классического оригами поняли, что существует идеальный конструктор — квадратный лист бумаги. Только с помощью рук, простых приемов и своей фантазии можно научиться создавать тысячи самых разнообразных образов — животных, растений, предметов.

Оригами и Западный мир

Считается, что в истории возникновения оригами существовало два самостоятельных источника: японский и западный.

Это искусство появилось в Европе к XVI веку. Так считает история оригами. Тогда умели складывать митры (головные уборов священников) и женские чепцы из ткани без использования ниток и иглы. Особым образом сложенные салфетки при сервировке стола или просто поделки, украшавшие интерьер в европейских домах, также могли служить предшественниками этого вида искусства.

С развитием промышленности бумажные поделки стали популярными и на Западе. Причем сегодня уже доподлинно нельзя сказать, были ли первоначальные модели заимствованы. Например, испанский символ оригами — бумажная птичка «пахарита» из города Толедо, согласно преданию, была изготовлена едва ли не в XII веке. Причем «пахарито» называлась и птичка, и вообще любая фигурка-оригами. Поэтому люди в Испании, говоря «делаем пахариты», имеют в виду складывание бумаги.

Оригамисты Запада

Испанский писатель, поэт и философ Мигель де Унамуно, живший на рубеже XIX и XX веков, создал множество фигурок и написал две книги по оригами. Его имя сегодня ассоциируется с испанской и южноамериканской школами по этому искусству.

Приблизительно тогда же бумажные фигурки появились во Франции, на этот раз у фокусников на эстраде. Успешно пробовал себя в искусстве изготовления бумажных поделок и знаменитый американский иллюзионист Гарри Гудини.

Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.

XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.

Базовые модели классического оригами

Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.

А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют «коробочка Санбо». В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.

А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.

Модульное оригами

Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.

С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.

История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются «сонобе» (или «соноб»).

А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.

Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.

Кусудама

В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два «кармана», в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.

Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.

Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками — одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.

В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.

Другие виды техник оригами

Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них — обычное оригами — предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.

А вот «мокрое» оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.

Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.

Существует еще складывание по развертке или паттерну — то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.

О пользе оригами

О том, что оригами — совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно — подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.

Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.

fb.ru

Что такое оригами? — Оригами — Мастерим вместе — Каталог статей

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Виды и техники оригами

Модульное оригами


Кусудама

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

 Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

 Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

 Мокрое складывание

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи. Васи жестче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

 Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

mbdou59.ucoz.ru

Что такое ОРИГАМИ — простой ответ что это значит, история, примеры

Оригами – это общий термин, который используется для описания ремесел, связанных со складыванием из бумаги различных фигур. Простыми словами: Оригами — это искусство складывания бумаги.

 

Происхождение слова Оригами.

 

Хотя искусство складывания бумаги нельзя назвать исключительно японским, само слово «ОРИГАМИ» пришло к нам именно из страны восходящего солнца. Буквально оно состоит из двух частей, это «ORI», что значит «складывать» и «KAMI» — бумага. Исследователи не могут утверждать точно, когда именно возникло данное слово, но вероятней всего, это случилось в тот момент, когда приблизительно в 600 году нашей эры из Китая в Японию была доставлена бумага.

 

История Оригами.

 

Прежде чем приступить к краткой истории данного искусства, давайте сразу же проясним такой важный факт, как место его возникновения. Дело в том, что хоть при упоминании термина «оригами», многие сразу же представляют себе Японию, само искусство изготовления фигур из бумаги, скорее всего имеет более древнее и не японское происхождение. По этому поводу не существует единогласного мнения, так как подобные виды творчества проявлялись в разных регионах и в разные периоды времени. К примеру, в Древнем Египте создавали фигурки из папируса, который своим появлением значительно опередил бумагу.

 

Тем не менее, так как термин «оригами» подразумевает наличие бумаги, то нам следует перенестись в период ее изобретения, а именно в Китай в 105-ый год нашей эры. Для справки, ее изобрел китайский сановник династии Хань, по имени Цай Лунь. Так вот, когда бумага была уже относительно распространена в Китае, но секрет ее изготовления еще не покидал границ страны, зародились различные способы ее складывания и вырезания. В основном данные поделки использовались в различных религиозных целях. Из этого можно сделать вывод, что «оригами» как форма декоративного искусства придания формы бумаге, имеет именно китайские корни.

 

«Так почему же, оригами принято считать именно японским искусством?» — спросите вы. Ответ будет весьма простым. Дело в том, что после того, как бумага была завезена в Японию, именно там техника складывания бумаги получила широкое распространение и развитие. Для японцев, искусство оригами стало настоящей философией, вмещающей в себя множество легенд и суеверий.

 

Оригами – журавль.

 

Самой известной фигуркой оригами является – журавль. Он стал международным символом мира. В Японии практически каждый ребенок умет создавать бумажных журавлей.

 

 

Своей популярностью данная форма обязана книге Элеанор Коэр — «Садако и 1000 бумажных журавлей». В этой книге, рассказывается история молодой девушки, которая была подвергнута воздействию радиации от атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму. Несколько лет спустя у нее развилась лейкемия. Когда Садако лежала в больнице, навещавшая ее подруга рассказала ей легенду о том, что если человек сделает 1000 бумажных журавлей, то он поправится от недуга. Корни легенды лежали в древнем веровании японцев о том, что журавль символизирует счастье, здоровье и долголетие. Услышав эту историю, девушка твердо решила сделать 1000 бумажных журавликов.

 

Подруга обучила Садако технике их изготовления, и в итоге у нее уже имелся один журавль. Оставалось сложить еще 999. Медперсонал и посетители, узнав о задумке девушки, и о ее твердой вере в результат, помогали с материалами для фигурок. В ход шло абсолютно все, от оберток до медицинских журналов и рентгеновской пленки. Работа была очень изнурительной для ослабленной болезнью девочки, но она продолжала.

 

К великому сожалению, Садако не смогла завершить свой труд. 25 октября 1955 года она умерла, успев собрать 644 бумажных журавлика. Друзья и одноклассники, понимая, что Садако не смогла завершить свою мечту, решили продолжать ее дело, и собирали фигурки пока их не стало ровно тысяча.

 

Данная история получила широкую огласку по всему миру. Пример маленькой девочки заставил человечество задуматься об опасности применения ядерного оружия, а бумажный журавлик, стал символом мира и напоминанием об случившейся трагедии.

chto-takoe.net

Что такое оригами?

Помните, как в детстве складывали самолетики из бумаги и пускали их из балконов или просто друг в дружку? Или как делали бумажные шапочки? Ну и точно каждый, хоть раз, но пробовал делать бумажный кораблик! Может быть, тогда и не все знали, что такое оригами, но, сами того не зная, именно им и занимались. Оригами (в переводе с японского — «сложенная бумага») — это искусство складывания бумаги, а точнее — разнообразных фигурок из бумаги (чаще всего животных). Делается это с помощью геометрических изгибов и складок. 

Чаще всего в оригами используют квадратный лист бумаги (можно разноцветной). Для этого существует даже специальный вид бумаги — ками. Она немного тоньше обычной принтерной, а потому из нее можно делать более сложные фигурки. Идеально подходит для сложных моделей животных. Также используется фольгированная бумага — это склеенные между собой тонкий лист бумаги и фольги. Так как материал для изготовления фигурок оригами должен быть очень гибким, его часто покрывают метилцелюлозой или пшеничной пастой.

Изначально оригами зародилось как развлечение для детей, но японский мастер Акира Ёсидзава превратил забаву в настоящее искусство, придумав новые технологии и условные знаки для обозначения схем. В 60-тых годах прошлого столетия оригами получило огромную всемирную популярность, а также появились разные его направления.  

Что такое модульное оригами

Модульное оригами — такой вид оригами, при котором одна большая фигура состоит из множества одинаковых маленьких частей — модулей. Эти модули сделаны из одного листа бумаги каждый, по всем правилам оригами. Далее они вкладываются друг в друга, создавая целостную конструкцию. Благодаря появляющейся силе трения, фигура не распадается. В такой технике можно создавать различные объемные предметы — от маленьких звездочек и коробочек до больших фигур животных или букетов цветов. Смотрится такая композиция весьма интересно и оригинально, и может служить отличным подарком!

Что такое простое оригами

Это несколько упрощенный вид оригами, который под силу и детям, и

elhow.ru

История оригами


История возникновения оригами
тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями  Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию.
В Испанию  бумага была привезена арабами,

и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу  в Америку.

Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги — пустило  корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.

В эпоху Хэйан  (794 — 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага
оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками,  украшали ноши.

Ноши — это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах.  Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги  возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

Название оригами закрепилось за искусством в 1880 году . Оно состоит из двух слов — ору (складывать) и ками (бумага).  Раньше это мастерство имело название ориката — занятие складыванием.

Вероятнее всего, арабы вместе с технологическими тонкостями производства бумаги привезли и некоторые несложные способы ее складывания.

Арабы были математиками и астрономами, ведь именно от них к нам пришли цифры и наука алгебра, и они применяли к фигуркам из бумаги принципы  геометрии. Они исследовали много особенностей складывания квадрата.

В Европе предшественником оригами было искусство складывания салфеток, которое берет свое начало в шестнадцатом веке.  Хотя до сих пор точно не известно , как точно возникли поделки из бумаги , уже найдены доказательства их существования в те далекие времена.

Большинство историков склоняются к теории о двойном происхождении бумажных фигурок — европейском и японском. Считается, что поделки из бумаги в Европе развивались сами по себе. Самой популярной была фигурка птицы, которая появилась сначала в Испании. В девятнадцатом веке складыванием бумажных фигурок увлекались многие известные люди. Среди них Льюис Кэрол — британский писатель, Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) — немецкий педагог, который заново открыл это искусство и совершенствовал его в процессе занятий со школьниками, так как он считал, что поделки

 из бумаги развивают логическое мышление у детей.

Фигурка птички, машущей крыльями, скорее японского происхождения. Инструкции, описывающие процесс изготовления птички, были опубликованы в Европе лишь в конце девятнадцатого века. Есть основания считать, что птица появилась впервые в  Европе на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., на которой японцы показали европейцам процесс ее складывания. Вот с этого момента, наверное, объединились западная и восточная традиции, которые до тех пор развивались  абсолютно самостоятельно. Это дало толчок к распространению и развитию поделок из бумаги во всем мире.

Великий испанский писатель и философ Мигель де Унамуно тоже любил делать птичек из бумаги. Он даже написал юмористическое эссе на тему оригами — «Заметки к трактату о Курологии», которые стали дополнением к книге «Любовь и педагогика» (1902 г.).

В 1939 году доктор Немезио Монтеро опубликовал свой труд «Мир бумаги». Эта книга посвящена поделкам из бумаги

полностью.  Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов оригами. Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами.  Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира.

В наши дни оригами  любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты  специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера   своего дела.

Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства.

В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами.  Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие — очень реалистичные  трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров.

В последнее десятилетие двадцатого века  особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание  трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек.

Основной материал для оригами — бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу. Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги  стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат.

В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

О пользе оригами для детей  не поленюсь опять написать несколько строк. Оригами позволяет детям оценить возможности своих рук, помогает  приобрести очень важные навыки: терпение, трудолюбие, усидчивость. Развиваются креативное и пространственное мышление, мелкая моторика пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребенка. Взрослые тоже находят немало положительных моментов в занятиях оригами. Это помогает отвлечься от будничной суеты, потренировать мозги приятным способом и провести некоторое время с детьми за интересным занятием.

Все что нужно для занятий оригами — бумага, ножницы, желание и немного терпения. Если вы будете внимательно следовать инструкциям, то оригами станет очень полезным и интересным занятием для вас и ваших деток!

Желаем успехов в творчестве!

 

 

 

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:

nashydetky.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *