Неоклассический стиль – Неоклассицизм в архитектуре и живописи, интерьеры, эпоха, музыке, и ранний романтизм

Неоклассицизм в архитектуре: знаменитые здания и архитекторы

Содержание

Возвращение к античным канонам в искусстве происходило неоднократно. Уж слишком красивы и гармоничны были здания, скульптуры, живопись классического периода. Довольно длительный промежуток в истории искусства называют неоклассицизмом за возрождение античных канонов красоты и трансформацию их под влиянием современного мировоззрения. Неоклассицизм в архитектуре по-разному реализовался в разных странах Европы. Особенный интерес к интерпретации классических принципов проявили русские архитекторы.

Особенности стиля

Своей главной задачей неоклассицизм в архитектуре видел возвращение к истокам европейской культуры. Начало археологических раскопок в Греции и Италии в XVII веке вызвало острый интерес архитекторов к принципам античных зодчих. Это привело к появлению стиля, именуемого классицизмом, который развивается и постепенно преобразуется в неоклассицизм. Главной его особенностью является соединение сдержанных традиций с романтическими. Прежде два этих стиля соперничали друг с другом, но, наконец, находят множество точек соприкосновения.

Неклассические постройки отличаются большей лёгкостью, изяществом и прямолинейностью по сравнению с классикой. Также приметами неоклассицизма является особое внимание к соблюдению пропорций, стремление к монументальности, даже помпезности. Архитекторы не только копируют античную ордерную систему, но стремятся внести и новые нотки. Например, египетские или этрусские. Стиль характеризуется сдержанностью и даже строгостью. Эффектные, масштабные постройки с греческими элементами – вот отличие зданий в стиле неоклассики.

Периодизация неоклассицизма в архитектуре

Термин «неоклассицизм» в архитектуре имеет некоторые разночтения. В первую очередь это связано с европейским и российским подходом к выделению его периодов. В Европе принято отделять классицизм (XVII век) и неоклассицизм (вторая половина XVIII, стиль Людовика 16 – первая треть XIX). В нашей стране дела обстоят несколько иначе. Например, в России и Германии это время как раз считается классицизмом. А под новой классикой понимается зодчество конца XIX – начала XX века. В России, где неоклассицизм оказался чрезвычайно востребованным и плодотворным принято выделять три его периода.

Первый, рубеж XIX – начала XX века, возник как ответ на кризис модернизма. Своей лаконичностью он противопоставлялся избыточной декоративности ар-нуво. В это время возникает направление ретроспективизм, стремящийся возродить классические пропорции и планировку. Второй период – 1930 годы XX века. Его в России ещё называют сталинским ампиром. Он соединил черты барокко, классицизма, модерна и элементы национальных архитектурных школ. Третий – 1950 годы. Он преимущественно характерен для американского зодчества, где нашли своё новое воплощение простые и монументальные формы.

Неоклассицизм в мировой архитектуре

Классицизм был мощнейшим художественным стилем. Он охватил все виды искусства. Его развитие привело к появлению неоклассицизма, который строился уже не на чистом подражании античным образцам, а на их переосмыслении. Стиль воспроизводил древние каноны, сочетая их с находками модерна и некоторыми национальными достижениями. Принципы были заложены ещё в XVII веке Андреа Палладио, который построил немало зданий в Виченце. Эти сооружения стали образцом для будущих поколений архитекторов. Он возбудил интерес к приёмам античных зодчих и он не утихал несколько веков.

Первые здания в стиле «неоклассицизм» с симметричными формами, рядами колонн, куполообразными крышами и прямоугольными фасадами появились во Франции. Позже тренд подхватывают архитекторы других стран Европы. И постепенно он «докатывается» до Америки. Неоклассицизм – это даже не совсем стиль. Скорее, это некое направление развития мысли архитекторов прошлого. Бережное обращение с установленными традициями и возведение на их основе современных построек с новыми конструктивными и декораторскими идеями – вот принципы неоклассиков.

Неоклассицизм во Франции

Первые шедевры архитектуры неоклассицизма были созданы Клодом Леду, который начал своё творчество ещё до французской революции. Его солеварня в Арк-э-Сенан, здания таможни при въезде в Париж, театр в Безансоне возрождали греческие традиции и положили начало блестящей эпохе неоклассицизма во французской архитектуре. Самым знаменитым представителем этого стиля является Жак Анж Габриэль. В середине 50-х годов XVIII века он создал величественное здание Военной школы на Марсовом поле, роскошную Оперу Гарнье, Малый Трианон в Версале, проект площади Конкорд в Париже. Его работы стали предвестниками расцвета неоклассицизма во Франции.

Вслед за ним немало талантливых архитекторов стали строить в этом стиле. Это Никола де Мезьер, создавший рынок зерна, Жак-Дени Антуан и его масштабный монетный двор на берегу Сены, Шарль де Вайи и великолепный театр «Одеон». Неоклассицизм является украшением Парижа до сих пор. Здания с гармоничными пропорциями, куполами, треугольными портиками и колоннами сегодня стали его гордостью.

Неоклассицизм в Великобритании

В 60-х годах XVIII века неоклассицизм в архитектуре стал наиболее актуальным стилем в Англии. Его основоположниками стали два великих зодчих: Роберт Адам и Уильям Чемберс. Они, в отличие от французских коллег, строили в основном жилые строения. Адам посетил Италию, где навсегда влюбился в античные сооружения и здания А. Палладио.

Английский неоклассицизм отличался от французского большим изяществом и лёгкостью. Здесь огромное внимание уделялось интерьерам, самым знаменитым из которых является декор Сайон-хауса с этрусскими мотивами. Продолжателями традиций британского неоклассицизма являются Джон Соун и Джордж Дэнс. Они талантливо продолжают «стиль Адама». Здание банка Англии и тюрьмы в Ньюгейте были превосходными образцами элегантной английской неоклассики.

Распространение неоклассицизма в Европе

Талантливые представители неоклассицизма были по всей Европе. Так, в Германии лучшие творения в этом стиле создаёт Карл Фридрих Шинкель. Строгие и лаконичные творения представляют особую эпоху в неоклассицизме. Его здания Старого музея и новой караульни в Берлине являются творчески переработанным подходом к классическим приёмам и планам.

В Италии неоклассика достигла невероятного размаха. А. Палладио с его роскошными постройками в Венеции и Виченце, Джузеппе Пьермарини и его театр Ла Скала являются жемчужинами мировой архитектуры. Позже Марчелло Пьячентини сумел по-своему интерпретировать богатое наследие античного зодчества и палладианского стиля в первой четверти XX века. Он создал уникальный комплекс университетского городка в Риме и площадь Виктории в Брешии.

Русский неоклассицизм: основные черты

Особую роль приобрёл стиль неоклассицизма в русской архитектуре. Первый этап был связан с преодолением кризиса модерна, возвращением к классическим истокам, поисками простоты. Иван Фомин, Владимир Щуко, Иван Жолтовский занимаются изучением классических, золотых пропорций. Они исследуют шедевры архитектуры Италии и Франции, реализуют находки в своих постройках. Второй этап неоклассицизма ставит задачу создания величественных сооружений, прославляющих власть Сталина. Монументализм и масштабность этих построек до сих пор удивляет людей.

Знаменитые русские архитекторы

Русская архитектура может гордиться целой плеядой выдающихся мастеров, работавших в стиле неоклассицизма. Основоположником по праву считается Иван Фомин. Он долгие годы посвятил изучению классических принципов в русской традиции. Ему принадлежат теоретические работы, которые обосновывают стиль неоклассики и такие выдающиеся постройки, как дом Половцева в Санкт-Петербурге, Политехнический институт в Иваново, здание Моссовета в Москве. Среди архитекторов, которые исповедовали идеи ретроспективной неоклассики, выделяются А. Захаров, Ф. Лидваль, С. Серафимов, А. Белогруд и многие другие. Архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга не только стали гордостью обеих столиц России, но и задавали тон для застройки других городов страны.

Неоклассицизм в облике Москвы

Столица России может сегодня с гордостью показывать уникальные архитектурные шедевры в стиле неоклассицизма. Оба периода этого стиля оставили значительный след на улицах. Архитекторы Москвы талантливо украшали любимый город. Среди самых заметных построек следует назвать дом Скакового общества и «Дом с башнями» на Смоленской площади И. Жолтовского, особняк Миндовского архитектора Н. Лазарева, пристройку к МХАТу Ф. Шехтеля, здание Государственной сберегательной кассы И. Иванова-Шица. Сталинский период неоклассицизма знаком каждому жителю России. Это знаменитые высотки Л. Руднева, Д. Чечулина, А. Мордвинова и других архитекторов.

Неоклассицизм в Санкт-Петербурге

Воплощением особой интерпретации неоклассики в Санкт-Петербурге стал знаменитый «Дом с башнями» К. Розенштейна. В нём средневековые традиции переплетаются с элементами модерна и классики. Северная столица может похвалиться и множеством других построек в этом стиле. Самыми известными являются такие сооружения: дом Абамелек-Лазарева архитектора И. Фомина, Биржа Тома-де-Томона, представителя раннего неоклассицизма, особняк Бетлинга работы А. Грубе, доходный дом Тимофеева по проекту Я. Коварского и другие талантливые работы.

fb.ru

Стиль неоклассицизм в архитектуре интерьереАрхитектура века

Стиль неоклассицизм в архитектуре интерьере

Если вас интересует стиль неоклассицизм в архитектуре интерьере, то не поплутайте его с классицизмом или романтизмом, потому что етот стиль имеет похожые черты.
«Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.»

НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. Le style Neoclassique, нем. Neoklassizismus от греч. Neos — «новейший»; см. классицизм) — возрождение принципов и творческого способа Классицизма опосля формирования этого художественного направления в искусстве Италии начала XVI в. (см. римский классицизм), в конце XVI в. (см. палладианство) и в искусстве Франции как бы 2-ой половины XVII в. (см. «Большой стиль»).

Отличительная черта неоклассицизма от классицизма XVI и XVII вв.

  • тесное взаимодействие с романтизмом. Это необыкновенное соединение появилось посреди XVIII в. Необходимо подчеркнуть то, что ранее времени в искусстве XVII в. классицистическая и романтичная эстетика складывались в оппозиции друг к другу.
  • 2-ое отличие — демократический, международный и просветительский нрав неоклассического движения. В искусстве Франции XVII в. классицистическая эстетика создавалась при дворе Людовика XIV в Париже и Версале и отражала идеи торжества абсолютизма, как многие выражаются, царской власти.
  • В XVIII в. неоклассические идеи также формировались в русле романтичного движения в связи с археологическими открытиями в Италии, в мастерских живописцев, в трудах ученых-энциклопедистов и просветителей. Отсюда 3-я изюминка — соединение эстетики с философией гуманизма и утопическими соц идеями.
  • 4-ая, основным образом в отношении к художественным формам, — пуризм, рвение освободиться от наследия художественных стилей Барокко и Рококо. В Рф (России) в прошлые эры не могло сформироваться художественное направление Классицизма (как не было в полном смысле эры Возрождения и Барокко), потому и российский классицизм 2-ой половины XVIII в. называют просто Классицизмом, а термин «Неоклассицизм» в Рф прилагают к аналогичному течению начала XX в.

Стиль неоклассицизм в архитектуре фото

Стиль неоклассицизм в интерьере фото

Для сравнения фото стиля классицизм

Кем создавался стиль неоклассицизм?

Стиль Неоклассицизм в архитектуре интерьере начал создаватся французскими живописцами, но своими корнями он связан с Италией. Опосля триумфа «Огромного стиля» эры «Короля Солнце» Людовика XIV и стиля Рококо, либо стиля Людовика XV, Франция продолжала играться ведомую роль в художественной жизни Европы, а Париж оставался местом рождения художественных стилей. Но мироощущение французов равномерно также изменялось. Надо сказать то, что безудержная вычурность Рококо, в особенности в рисунках и проектах Ж.-О. Мейссонье и Ф. Кювилье, стала вызывать раздражение, а сами живописцы соображали, что способности рокайля исчерпаны. Само-собой разумеется, в этом заключается одна из внутренних обстоятельств поворота к классицистическим формам. Маркиза де Помпадур, победительница короля Людовика XV, покровительница живописцев и законодательница мод при дворе, уже в 1740-х гг. вводила в обиход стиль «a la grecque». После кончины Маркизы в 1764 г. эти начинания продолжила мадам Дюбарри (1743-1793; при дворе с 1769 г.). Потому первую фазу развития Неоклассицизма во Франции традиционно отождествляют с переходным стилем «от Людовика XV к Людовику XVI». Последующий французский повелитель Людовик XVI (1774-1793) и царица Мария-Антуанетта Австрийская официально поддерживали классицистический стиль. Потому во Франции он называется «стилем Людовика XVI» (франц. Le style de Louis Seize). Границы меж 2-мя стилями практически неразличимы, один плавненько переходил в иной, и стиль Людовика XVI включал в себя почти все элементы фривольного рокайля, которые, тотчас анекдотично, сочетались с «просветительскими» идеями и призывами «возврата к природе», к обычной, естественной жизни (франц. par nature — «по природе»).

Популярные статьи

arch-proect.com

Неоклассический стиль в интерьере: 5 главных особенностей

Феномен универсальности классики очень прост: она как середина между всех крайностей. Прошедшие века не стали тем грузом, который бы потопил это культурное явление. Тем более что появился неоклассический стиль – популярная версия или продолжение непоколебимой классики. Именно он сделал ее более гибкой и отвечающей на запросы сегодняшнего дня.  Неоклассический стиль в интерьере всегда любили состоявшиеся личности, не привыкшие никому ничего доказывать. Но, как и все остальное, неоклассика тоже способна меняться, ассимилироваться с новыми веяниями и трендами и тем самым привлекать все большее число поклонников. Сегодня мы расскажем вам о ее основных особенностях.

1. Натуральные оттенки  Отделка интерьера неоклассицизма во многом схожа с отделкой экстерьера классицизма. Цвета выбираются преимущественно натурального происхождения: песочный, перламутровый, молочный, бледно-розовый, серый, бежевый и другие приглушенные оттенки. Иногда в интерьер вносят яркую струю в качестве бирюзового цвета, примешивая немного средиземноморского стиля, что не противоречит античной классике и является удачным сочетанием.  Эклектика порой размывает стандарты фундаментальных стилей, и тем не менее цветовая гамма неоклассицизма не допускает буйства красок или давление одного энергетически сильного цвета. Общая картинка либо почти монохромная мягких пастельных оттенков, либо белоснежная, разбавленная только элементами ордерной системы. Это могут быть колонны и пилястры с капителями, карнизы с модильонами, розетки и другая декорирующая рельефная лепнина. Особенно выигрышным в неоклассицизме является сочетание такой отделки с современной мебелью.

2. Строгие правила  Идеальная планировка для неоклассицизма – это пространство с высокими потолками и анфиладой комнат, а если в нем еще и просторная гостиная, то это добавит аутентичности интерьеру. Такая благодатная почва позволяет, например, выстроить симметричную композицию камина и прилегающих элементов с большим зеркалом или рамой над ним выше уровня глаз, и это наполнит всю комнату настоящим аристократизмом. Отталкиваясь от вкусов и предпочтений, вырисовывается вся картина будущего неоклассического интерьера – это может быть как королевский размах, так и сдержанный, но полный большого достоинства лаконизм. В расстановке мебели по возможности применяются стандартные классические принципы, а именно: симметричность, разреженность, пропорциональность. К примеру, две одинаковые банкетки небольшого размера уже создают эффект зеркальности; два одинаковых кресла, два одинаковых окна в комнате – все это примеры того, как срабатывает закон симметрии. Но количество предметов не должно загромождать ценное пространство, это касается и вертикальных поверхностей. Соотношение закрывающих стены поверхностей не должно превышать свободного места этих стен, ведь основа классики – это равные пропорции функциональности и украшения.

3. Благородное происхождение  Мебель неоклассического интерьера может быть как парадной и торжественной неоклассического стиля, так и минималистичной и крайне простой современной. В первом варианте часто встречаются стулья с рифлеными ножками и овальными мягкими спинками, немного вычурные комоды и секретеры. Американская неоклассика предполагает умеренность и простоту в формах, поэтому такие интерьеры выглядят немного иначе. Тем не менее будь то мебель, полная историзма, или современная интерпретация классики, неоклассицизм наполняет пространство ощущением консерватизма и респектабельностью. Разные национальные особенности накладывают отпечаток на мебель одного стиля, во французском неоклассицизме могут появиться игривые изгибы или нежные настроения, закрученные волютой подлокотники или высокий балдахин. В советском же варианте непременно присутствует величественный объем и дворцовая парадность – углы стеллажей и шкафов могут быть выполнены как пилястры с капителью.

4. Естественные мотивы  Принты неоклассицизма не раздражают глаз, не заставляют вдумываться и не создают оптических иллюзий. В текстиле и обоях вы не встретите сильных контрастов и напряженных цветовых сочетаний, даже в любимой классикой вертикальной полоске оттенки подбираются очень тщательно.  Природные цветочные узоры часто вполне реалистичны, они встречаются в рисунке ковров, на стенах и обивке мягкой мебели. Их естественные переплетения ложатся одним ровным полотном, не выбиваясь из общей цветовой гаммы пастельных тонов.

5. Высокие стандарты  Излюбленный прием многих дизайнеров – драпировки тюлей и портьер в интерьерах неоклассического стиля, которые напоминают нам древнегреческие тоги и каннелюры колонн. Рафинированный неоклассицизм идет дальше, и декорируется античными вазами и кубками, а также объемными люстрами с хрустальными подвесками и живописными полотнами в ажурных рамах.  Декор в более современном варианте напоминает или просто намекает на исторический классицизм, стилизуя помещение высокими подсвечниками, настенными бра и зеркалами простых геометрических форм. Книги, картины, цветы и настольные лампы с абажуром в форме усеченного конуса – распространенные и привычные глазу предметы обстановки в стиле неоклассицизм. Такой, казалось бы, стандартный набор вещей способен выстроить простой, но гениальный интерьер (что, собственно говоря, и является основой классики). 

realty.mail.ru

Неоклассический стиль интерьера — это классика.

Неоклассический стиль интерьера — это классика, перенесенная в наше время, пережившая много когда-то модных, но канувших в лету стилей, вечно обновляющаяся и вечно современная. И всегда нужная. Теперь это свободный и современный, но при этом не потерявший налета старины и вечности, всегда востребованный стиль.


Особенности:

  1. Формы должны быть простыми и прямолинейными, как в новых, современных стилях, но при этом сохранившими изящество классики;
  2. Необходимо соблюсти строгую симметричность;
  3. Также нужна современная функциональная логичность планировки;
  4. Декор нужен — но не такой напыщенный, как в прежние времена. Чуть-чуть налета.

На самом деле обычное жилье как раз и оформляется по канонам неоклассического стиля, но, чтобы придать ему больше индивидуальности и уюта, нужно немного разобраться в этих канонах, каковы они изначально.

Цвет и планирование

Цвета должны быть в основном скромными — различные оттенки бежевого или серого. Также подойдет песочный или бледно-розовый. Это основные. А чтобы не получилось слишком скучно и пастельно, то возможны и любые яркие, а также контрастные акценты в тон. К бежевому подойдет коричневое, к серому – черное. Можно использовать немного ярких цветов, как обычно это бывает. Для этого подойдут оттенки красного, зеленого, а также синего. К серому подойдет больше цветов, особенно хорош будет синий, а к бежевому – красный, бордовый, шоколадный. Черный подойдет ко всему, но применять его нужно аккуратно. Также аккуратно можно использовать что-то золотое или серебряное, особенно в сочетании с голубым. Надо просто помнить, что все это – отголосок восемнадцатого века в веке двадцать первом.


Материалы для отделки лучше подобрать натуральные либо максимально похожие на натуральные. Для пола лучше всего подойдет паркет или ламинат под паркет, а также мраморные плиты либо что-то, похожее на них.


А вот для стен здесь подойдут декоративные панели, обои под старину, «шелковая» штукатурка, и немного лепнины тоже не повредит, это же не хай-тек.


Не забывайте о симметрии. Хорошо, если есть два окна, относительно которых можно выстраивать дальнейшую планировку. Если же нет, то придется обойтись одним и поставить возле него пару кресел и стол. Далее нужно, стараясь не загромождать помещение, обустраивать пространство другой мебелью. Особенно хороши высокие зеркала. Это суть современности и мост из прошлого в будущее, поскольку они увеличивают пространство, главное только — не переусердствовать и не заблудиться в таком доме. Также подойдут журнальные столики, буфеты и диваны. Мебель должна сочетать в себе как черты парадной торжественности, так и современной простоты: чуть изогнутые ножки у диванов и стульев, немного декора на спинках и поручнях. Хорошо, если у стульев будут мягкие спинки, это добавит уюта.


Да, это не хай-тек, это классицизм, хоть и современный, поэтому у вас должен получиться синтез шика королевских дворцов с лаконичностью нашего времени. Такой оазис старины в том веке, что подчинен скорости и практичности, но без удушающей инерции ушедших времен.

www.abkhazeti.ru

ЭльДиз — услуги дизайнеров интерьера

Неоклассика или неоклассицизм — это стиль интерьер для тех, кто тяготеет к классике, но стремится идти в ногу со временем. Привычные «антикварные» формы приобретают вполне современное звучание, благодаря использованию новейших материалов и мягкой цветовой гамме. Современная классическая форма несколько упрощена и схематизирована, она стала более рациональной и функциональной. Неоклассика — это минимализм плюс классика в тех пропорциях, которые Вы для себя выбираете.

Помещения, выполненные в неоклассическом стиле, отличаются значительным размером комнат, широкими лестничными маршами. Если в Вашей квартире большие комнаты и высокие потолки, то неоклассика — беспроигрышное решение в выборе стиля интерьера. В воспроизведении неоклассического дизайна используются архитектурные элементы, отсылающие нас к античным образцам. Для этого используются декоративные колонны, арки, полуарки из гипсокартона.

Неоклассицизму свойственны спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид, выверенные пропорции.

Современной неоклассике чужды роскошь и расточительство — кичиться богатством всегда считалось дурным тоном. Чувство меры позволяет во всем достичь сдержанности и простоты, а функциональность помещения достигается за счет использования современных технологий и оборудования. Стилистика и соблюдение пропорций очень важны в интерьере неоклассики, ведь габариты мебели должны соответствовать площади помещения.

При использовании стилевых деталей нужного эффекта можно достичь самыми минимальными средствами например, с помощью античной вазы или скульптуры. Кроме того, можно вместо обычных полок использовать кованые подставки, что также добавит вашему интерьеру классических черт. Изыскано смотрятся картины на античную тему или орнамент текстиля, воспроизводящий классические мотивы.

Реконструкция дома под неоклассицизм подразумевает полную переработку интерьера Вашей квартиры вплоть до перепланировки. Для начала необходимо выбрать смысловой центр будущей композиции — наверняка это будет гостиная.

При организации пространства интерьера в неоклассическом стиле нежелательно попадание в гостиную при входе в дом. Хорошо, если из прихожей или холла открывался красивый вид на нее. Для этого используются декоративные колонны, арки, полуарки из гипсокартона. При этом нежелательны какие бы то ни было перегородки. Для зонирования помещений лучше использовать полуколонны и колонны. Архитравы, пилястры — все это непременные атрибуты неоклассического стиля в архитектуре. Различное по назначению пространство должно как бы перетекать из одного в другое. Но ни в коем случае не забывайте про законы построения пространства в классическом интерьере. И главное — это соблюдение классических пропорций и симметрии.

Для создания единой концепции стиля неоклассики можно разместить античные орнаменты, например, акант, меандр под самым потолком, тем самым намекая на высокие колоннады античности.

Что касается материалов, то, несомненно, лучшим решением будет использование тех же материалов, что и во времена классицизма, например туф, гранит и мрамор. Пол в интерьере неоклассицизма может быть выполнен из паркета, в крайнем случае, можно положить ковер с геометрическим рисунком.

Декорация — это облегченное воссоздание стиля в современном классическом интерьере. Здесь оправдано использование лишь нескольких декоративных элементов, чередующихся между собой и задающих определенный строгий ритм. Чаще всего в роли основных, задающих главную тему архитектурных элементов неоклассики используются такие, как фриз, колонна, фронтон, пилястры. Например, ничего не подпирающая колонна в центре гостиной легко может стать центром композиции, от нее уже вы будете выстраивать остальные декоративные элементы, постепенно закручивая все прилегающее пространство в единую стилистическую картину.

Неотъемлемым условием успеха создания неоклассики в интерьере, несомненно, является высокое качество отделочных работ и полное соответствие предметов мебели. Главное — никаких лишних деталей, каждая составляющая несет свою историю, и исполнена неподражаемой важности. В декоре мебели так же могут присутствовать мотивы колонн. Это могут быть и подставки, стойки, углы и торцы шкафов, а также ножки мягкой и корпусной мебели. Если не получается найти мебельный гарнитур, целиком выполненный в античном стиле, легко можно подобрать несколько элементов, прямо указывающий на принадлежность к классическому стилю. Они не только избавят Вас от аляповатости и чрезмерной нарочитости, но и подчеркнут особую изысканность Вашего интерьера.

При использовании стилевых деталей нужного эффекта можно достичь самыми минимальными средствами, например с помощью античной вазы или скульптуры. Кроме того, можно вместо обычных полок использовать кованые подставки, что также добавит Вашему интерьеру классических черт. Изыскано смотрятся картины на античную тему или орнамент текстиля, воспроизводящий классические мотивы.

Важным атрибутом в неоклассическом интерьере являются светлые тона стен и мебели. Использование неярких красок является практически обязательным штрихом воссоздания классического интерьера.

Неоклассический стиль будет изысканно смотреться с нейтральной или монохромной цветовой гаммой оттенков оформления интерьера. Вообще, нейтральная цветовая гамма очень удобна, она создает умиротворяющую домашнюю обстановку и, в то же время, позволяет освежить её при помощи акцентов. Бледные нюансы в цветах всегда актуальны и прекрасны. Эффекта простоты и изысканной роскоши можно достичь, используя кремовые тона натуральной кожи и шелка, цвета льна или яичной скорлупы. В дальнейшем бледные оттенки прекрасно могут дополнить цветовые сочетания с предметами пастельных тонов.

Если же Вы сторонник цветовых контрастов, обязательно поинтересуйтесь гармоничным сочетанием оттенков. Например, синий цвет, символизирующий стабильность и силу, прекрасно контрастирует с «инверсией» — красно-оранжевым. Для создания идеальной гармонии неоклассики дополните этот ансамбль нюансными терракотовыми оттенками. Роскоши добавят темные насыщенные бордо, мшисто-зеленые и коричневые, эти оттенки часто встречаются в дорогих бархатных, кожаных и деревянных изделиях.

Современная неоклассика в интерьере — это красота и комфорт, адаптированные для жизни. Поэтому создавая свои оазисы красоты и гармонии руководствуйтесь советами дизайнеров и собственными пристрастиями. И помните, элегантность — синоним неоклассического стиля.

Квартира в стиле неоклассицизма, несомненно, создает хорошее впечатление о хозяине. Классический стиль в мебели свидетельствует о высоком статусе ее обладателя, классический стиль обычно выбирают серьезные и целеустремленные люди.

Неоклассический интерьер сегодня, это, несомненно, эталон красоты и комфорта, созданный для жизни, и для жизни достойной! Несомненно, что «новая классика» это надолго, поэтому создавайте свое гармоничное жизненное пространство в этом достойном стиле.

eldiz-nn.ru

Неоклассицизм — Википедия

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].

Неоклассицизм в архитектуре

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом (период 1762—1840).

Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов»[2].

Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс[en] и колониальное возрождение[en] в США (1876—1914).

Кризис стиля модерн

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала XX в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга

Ещё в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Ретроспективисты

Ретроспективное направление опиралось прежде всего на русский классицизм и ампир, отчасти — барокко. Изначально оно ориентировалось на конкретный контекст классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова). Юбилейные торжества к 200-летию Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и содействовали появлению необарочного течения (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером неоклассицизма выдвинулся И. А. Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX в. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу и в особенности — палладианству. Ведущими представителями неоренессансного направления выступали В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич.

В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры и приобретали явный оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизованной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль и Р. Ф. Мельцер. Новаторским примером трансформации и упрощения классицистических форм предстало Германское посольство немецкого архитектора Петера Беренса.

В свете ретроспективных установок желательными для Петербурга считались все оттенки неоклассики, включая и необарокко. И, наоборот, неуместным — национальное направление, как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому «Русский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна.

Цели и задачи неоклассицизма

Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъёму градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 года и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

Видео по теме

Неоклассицизм в изобразительном искусстве

Французский неоклассической живописи с 1893

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х годов в Германии «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца XIX — 1-й половины XX вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.)[1].

Неоклассицизм в литературе

В XX веке движения, идентифицировавшие себя с неоклассицизмом, выступили в украинской («Неоклассики») и русской («Неоклассики» и др.) литературе, прежде всего в поэзии. Если на Украине неоклассики (Николай Зеров, Максим Рыльский и другие) стали одним из центральных движений «расстрелянного возрождения», то русские поэты позднего Серебряного века (1918—1920-е), назвавшиеся этим именем, не имели в своих рядах крупных творческих индивидуальностей.

Неоклассицизм в музыке

Примечания

  1. 1 2 БСЭ
  2. Костылев, Р. П., Пересторонина, Г. Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3.

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Неоклассика Википедия

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].

Неоклассицизм в архитектуре

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом (период 1762—1840).

Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов»[2].

Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс[en] и колониальное возрождение[en] в США (1876—1914).

Кризис стиля модерн

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала XX в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга

Ещё в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Ретроспективисты

Ретроспективное направление опиралось прежде всего на русский классицизм и ампир, отчасти — барокко. Изначально оно ориентировалось на конкретный контекст классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова). Юбилейные торжества к 200-летию Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и содействовали появлению необарочного течения (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером неоклассицизма выдвинулся И. А. Фомин — страстный приверженец русского зодчества конца XVIII — начала XIX в. Затем сторонники традиционалистского пути стали всё чаще обращаться к первоисточникам русского классицизма — итальянскому ренессансу и в особенности — палладианству. Ведущими представителями неоренессансного направления выступали В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич.

В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры и приобретали явный оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизованной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль и Р. Ф. Мельцер. Новаторским примером трансформации и упрощения классицистических форм предстало Германское посольство немецкого архитектора Петера Беренса.

В свете ретроспективных установок желательными для Петербурга считались все оттенки неоклассики, включая и необарокко. И, наоборот, неуместным — национальное направление, как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому «Русский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна.

Цели и задачи неоклассицизма

Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъёму градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 года и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве

Юность (Голос любви), Вильям Бугро, 1893. Пример французский неоклассической живописи

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х годов в Германии «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца XIX — 1-й половины XX вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.)[1].

Неоклассицизм в литературе

В XX веке движения, идентифицировавшие себя с неоклассицизмом, выступили в украинской («Неоклассики») и русской («Неоклассики» и др.) литературе, прежде всего в поэзии. Если на Украине неоклассики (Николай Зеров, Максим Рыльский и другие) стали одним из центральных движений «расстрелянного возрождения», то русские поэты позднего Серебряного века (1918—1920-е), назвавшиеся этим именем, не имели в своих рядах крупных творческих индивидуальностей.

Неоклассицизм в музыке

Примечания

  1. 1 2 БСЭ
  2. Костылев, Р. П., Пересторонина, Г. Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *