Цвета сближенные – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме: Презентация к уроку на тему «Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс. | скачать бесплатно

Подбираем цветовые сочетания для сада

25 июня №17

«Видно, Бог художник, иначе, зачем столько цветов…»
Игры разума (С. Назар)

Цвета в нашей жизни играют важную роль, они возбуждают или расслабляют, вызывают бурю эмоций или, наоборот, успокаивают. Они влияют на наше настроение неуловимым образом, но достаточно ощутимо.

Садовник, составляющий цветник, сродни художнику, пишущему картину красками, предоставленными самой природой. При верном использовании цвета можно сотворить свой волшебный сад, который будет отражать вашу индивидуальность.

В данной статье мы расскажем, какие сочетания цветов используются в ландшафтном дизайне. Выбирайте по своему вкусу!

Теплые цвета делают участок более радостным!

Растения с цветками и листьями различных оттенков теплого цвета привлекают к себе взгляд. Основное свойство растений с такой окраской: они кажутся расположенными ближе к наблюдателю, чем это есть на самом деле.

Совет
Теплые цвета (желтый, оранжевый) можно использовать для "приближения" к зрителю композиций из дальних частей сада.

Холодные цвета создают ощущение спокойствия. В жаркие дни растения с цветками и листьями холодных оттенков создают ощущение прохлады в саду.

Основное свойство растений с данной окраской таково: они кажутся расположенными дальше от наблюдателя, чем это есть на самом деле, моделируя так называемую воздушную перспективу.

Совет.
Холодные цвета используйте в небольших садах или уединенных площадках для отдыха - они зрительно расширят пространство.

Цветовые схемы:

  • монохромная;
  • схема сближенных цветов;
  • контрастная схема;
  • полихромная схема.

Использование контрастной и полихромной цветовых схем, пожалуй, будет самым смелым и ярким решением для вашего сада. Если вы хотите создать безмятежное и умиротворенное настроение в саду, то можно воспользоваться схемой сближенных цветов.

Для создания аристократически утонченного облика сада нужно обратиться к монохромной цветовой схеме.

А теперь более подробно о каждой цветовой схеме.

  1. Монохромная схема.

    В монохромной схеме используются различные оттенки одного цвета. Наиболее выгодно выбирать пастельные, неброские тона – розовый, сиреневый, белый.

    В разумных пределах монохромная цветовая схема пригодна для любого сада. В небольшом саду растения одного цвета можно посадить в горшки, подвесные корзины, вазоны и оконные ящики. 

    В крупных садах в одном цвете можно выдержать целые клумбы, рабатки и бордюры. Также при посадке нужно учитывать оттенки цветов. Например, если более светлые оттенки располагать в глубине композиции, а более темные по краю, получится эффект увеличения пространства, а если сделать наоборот, пространство визуально сузится.

    Белый цвет часто используется в садовом дизайне для создания монохромных композиций. Любителям садового искусства должны быть известны великолепные композиции парка Сиссинегхерст, выполненные в белом цвете.

    Справка: Сады Сиссингхерст (Sissinghurst) в графстве Кент были заложены в 1930 году английской писательницей Витой Саквил-Вест и ее мужем Харольдом Николсоном.

    С тех пор это одни из самых посещаемых садов в Англии. С 1967 года дом и сад считаются одним из национальных достояний, тщательно оберегаются и содержатся в порядке. Аромат свежей травы и благоуханье в воздухе от цветения множества растений будет удерживать вас в этом месте долго. В Сиссингхерсте — Sissinghurst Castle Gardens можно провести весь день и этого будет мало.

  2. Схема сближенных цветов

    Это мягкая, спокойная комбинация двух-четырех соседних цветов в цветовом круге. Используя цвета из теплых секторов — оранжевого, желтого, красного — можно создать сочную активную композицию.

    Сочетания внутри сиренево-розового сектора смотрятся неярко, но кажутся очаровательными. Не обязательно подбирать растения только чистых расцветок, использование оттенков основных цветов придает цветнику особую утонченность. 

    Внимание!
    На больших площадях сближенные по цвету композиции лучше выполнять в холодных тонах. Активные, теплые — желтый, оранжевый, красный, могут смотреться в массе слишком кричаще! Подберите для них подходящую по стилю МАФ (бархатцы и деревянная кадка, кашпо в светлых тонах и лобелия, деревянная тачка и пеларгония) и получите броский акцент в саду!

  3. Контрастная схема

    В контрастной цветовой схеме используется сочетание цветов расположенных дуг против друга. Классическими являются желтый и фиолетовый, оранжевый и синий.

    Если цвета сильно различаются по насыщенности, то самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Для этой схемы наиболее эффектным считается использование чистых цветов – без оттенков. В этом случае контраст будет максимальным.

    Контрастные схемы чистых цветов рекомендуют в основном для парков, нежели чем для садового участка, так как в небольшом саду контрастные тона могут выглядеть слишком резкими.

    Для своего сада выбирайте разные по светлоте оттенки. Например, насыщенный желтый и приглушенно-фиолетовый. Также, контраст может быть разбавлен зеленью листьев и рыхлым расположением цветков на растении.

  4. Полихромная схема

    В полихромной цветовой схеме синхронно используются цвета из различных частей цветового круга. Как вы можете видеть, использование чистых цветов в этом сочетании формирует очень яркую и даже пеструю композицию, характерный пример которой приведен на рисунках ниже.

    Думаю, в журналах и на просторах Интернета вы не раз встречали будоражащие взгляд портреты Сада четырех сезонов (Мари и Тони Ньютон)

    Помню свою первую реакцию, когда я увидела их сад и… не знала что сказать… Бесспорно, ухожено — это, как я люблю повторять, 80% успеха, даже если насажено «бог знает что», и в целом выглядит впечатляюще…, или раздражающе…, или вполне красиво…???

    Смогла бы я спроектировать такой сад или жить в таком саду??? В общем, реакция была бурной и неоднозначной.

    В одной статье я прочитала: «… поклонники этого сада даже сравнивают его с работами Кандинского, а приверженцы нюансных сочетаний считают, что такое обилие контрастов — полная безвкусица»…

    Ответом лично для меня на все эти вопросы стал ответ самих владельцев сада: «Когда нас оценивал жюри национального садового конкурса, один из судей сказал: «Это совсем не мое, но не восхищаться вашим мастерством невозможно». Саду 22 года, мы сумели удержать его «в форме». У него есть свое лицо, индивидуальность, он узнаваем. Просто мы не такие как все. Мы другие, и это ни хорошо, ни плохо — это нормально«.

    Предлагаю Вам для размышления посетить сайт этого сада и создать свое суждение о нем: Сад четыре сезона.

    Стоит отметить, что выбранные краски могут быть раздражающе яркими, поэтому лучше использовать оттенки цветов.

    По мнению Д-р. Д. Г. Хессайона, автора множества справочных книг о садоводстве, «… в настоящее время в моде простота, поэтому при посадках чаще следуют не пестрой полихромной схеме, а контрастной или схеме сближенных цветов, используя растения с белыми цветками или сероватыми листьями».

    Белый и серый цвета занимают отдельное место в саду.

    Белый цвет удачно гармонирует с любыми цветами и оттенками, оттеняет и разбавляет более яркие цвета. Растения с белыми цветками или сероватыми листьями, образующие «островки» цвета среди других растений, придают монохромной схеме или схеме сближенных цветов интересный эффект. В этом случае основные цвета схемы будут казаться наиболее яркими, а белый и серый – более чистыми и будут сильнее выделяться.

    Эффектные сочетания получаются из растений серой, серо-зеленой и золотистой окраски. В целом они нейтральны, но игра на нюансах не останется незамеченной и позволит разнообразить колористическое решение вашего сада.

    Созидайте, играйте разнообразием красок и фактур, экспериментируйте, и пусть ваш сад станет объектом вдохновения для каждого в него пришедшего!

www.gardenclass.ru

Натюрморт на сближенные цвета | Artisthall

В нашей программе занятий по живописи собраны наиболее эффективные упражнения для развития разносторонних и практичных живописных навыков.

Упражнение под названием Натюрморт на сближенные цвета — это следующий этап освоения принципов колористики, умения создавать и подбирать нужные сочетания цветов без их фактического нахождения в постановке.

В течении долгой учебной практики и успешной подготовки учеников в художественные вузы мы пришли к выводу: чтобы добиться явного прогресса в обучении живописи, необходимо каждое задание посвящать работе над определенным живописным приемом и дополнять его различными усложняющими упражнениями. Все натюрморты программы получают дополнительную творческую нагрузку, которая делает каждую постановку, помимо интересного набора предметов, еще более концептуальной в художественном плане.

Такой подход обеспечит не зазубривание типовых схем с шаблонным изображением предметов, а постоянное развитие, работу воображения, интуиции в поисках решения и реализации поставленных задач.

Можем смело заявить – каждое выполненное задание, каждый пройденный урок пригодиться в профессиональной карьере и художественной деятельности.

Примером вышеописанной методики может служить живопись гризайль, где главным живописным действием является подбор и распределение тональных отношений на основе двух цветов, или декоративный натюрморт, где, прежде всего, идет работа над развитием уверенного и смелого обращения с чистыми цветами, а также умением нестандартно моделировать форму.
В задании на сближенные цвета ученик пробует собрать разобщенную цветовую гамму, присутствующую в постановке, в гармоничную, единую, близкую по тону цветовую композицию.

Речь не идет о том, чтобы любой натюрморт превратить в аморфную, скучную по цвету картинку, какие вылезают из плохо печатающих черно-белых принтеров. Это интересный процесс поиска, подбора и замены цвета для определенного объекта или фрагмента постановки, расположение его относительно других цветов, сохранение тональных отношений и пространственных планов в натюрморте.

На каждом этапе выполнения этого задания ученик осваивает более сложные живописные приемы в подборе тонких и изящных градаций цвета, более сложные решения в моделировке предметов и в поиске наиболее интересных сочетаний из цветового спектра.

Работа над этим заданием поможет лучше разбираться в близких по тону постановках и сюжетах, а также, наоборот, собирать в единую живописную группу разобщенные по цвету и тону предметы.

Сразу скажем, что это ознакомительная статья про наше авторское задание. Для правильного выполнения и получения хорошего результата необходима работа с преподавателем.

Подробнее о правилах и тонкостях этого задания вы можете узнать на наших уроках живописи.

В заключении хотелось бы сказать, что натюрморты — это хорошие «тренажеры» для развития живописных способностей. Работа над натюрмортом, усложненным различными упражнениями на сочетание близких, контрастных, теплых, холодных, светлых, темных цветов, непременно пригодится в собственных творческих произведениях. Образно выражаясь — поднимет вашу живопись на уровень выше.

Смотрите также:

artisthall.ru

Контрастные и сближенные цвета | Школьные файлы SchoolFiles.net


Восточно-Казахстанская область
КГУ «Начальная школа № 1 города Зыряновска»

ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«КОНТРАСТНЫЕ И СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА»
3 класс
Учитель Заверняй Т.И.
2013 – 2014 учебный год
Тема урока: Цветоведение. Контрастные и сближенные цвета. Контраст и нюанс.
Цели урока:
Дать понятие о контрастных и сближенных цветах, о цветовом контрасте и нюансе. Учить использовать контраст и нюанс в практической деятельности.
Развивать навыки работы красками, творческие способности.
Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру, чувства любви и бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Бумага, краски, кисти, палитра
Ход урока
1. Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. . Подготовка к основному этапу занятия.
Представьте себе на минутку, что в мире исчезли все цвета и оттенки. На сером небе светит серое солнце, на ветке с серыми листьями поют серые птицы, над серыми цветами порхают серые бабочки. Жизнь в черно-белом мире была бы такой однообразной и унылой. (Учитель демонстрирует черно-белые фотографии или слайды)
Но к счастью, цвета и оттенки никуда не исчезли, а мир полон ярких красок. (Эти же виды природы в цвете)
Вы знаете, что у цвета есть свои тайны и загадки. Некоторые из них мы уже знаем.
Сегодня на уроке мы отправляемся в чудесную Цветную Страну, чтобы продолжить знакомство с секретами красок. Хозяйка этой страны – принцесса Цветана. Но сегодня с ней случилось несчастье, ее заколдовала злая колдунья Серость и перепутала все ее краски. Чтобы снять заклятие, нужно помочь Цветане навести порядок в ее государстве.
3. Всесторонняя проверка знаний.
— Назовите главные (основные цвета)
— Почему они называются основными?
— Назовите составные цвета.
— Почему они называются составными?
— Как составить оранжевый, зеленый, фиолетовый цвета?
— Помогите Снегурочке и Весне подобрать любимые цвета. (3 ученика работают у доски: теплые, холодные и нейтральные цвета).
— Собрать теплый и холодный букет.
— Назовите ахроматические цвета.
— Назовите хроматические цвета.
— Назовите теплые цвета.
— Назовите холодные цвета.
— К какой группе относится зеленый цвет?
— К какой группе относится белый и черный цвет?
Вот сколько интересного мы знаем о цвете. Наука, изучающая секреты красок называется ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. Мы помогли принцессе Цветане снять чары злой колдуньи и вернули ей яркие цвета.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Сегодня мы продолжим знакомиться с секретами красок.
Обратите внимание на то, как ярко смотрятся рядом друг с другом геометрические фигуры. Какие это фигуры? (красный круг на зеленом квадрате, синий овал в оранжевом прямоугольнике и фиолетовый треугольник в желт

schoolfiles.net

Натюрморт на сближенные цвета | Artstudi.ru Художественная студия

После ознакомления с техникой гризайль следует задание для начальной работы с цветом под названием натюрморт на сближенные цвета.

Наш практический опыт преподавания живописи и учебные теории сходятся в том, что в начале обучения нужно сконцентрироваться на выполнении заданий с точной постановкой задачи. Это главное отличие учебной работы от творческой. Индивидуальный стиль, собственная манера и сюжеты придут в процессе. Начинать с творческих заданий, значит заранее отказаться от основ изобразительной грамоты и активации познавательных возможностей.

Натюрморт на сближенные цвета является примером учебного задания, где перед учеником стоит конкретная цель:

  • разработать тональную и пространственную моделировку близких по цвету объектов
  • несмотря на ограниченный выбор цветов проявить живописный характер постановки
  • отобразить типовые черты каждого материала, участвующего в постановке, например, стекло, металл, керамика, ткань
  • сохранить цельный образ натюрморта, согласовать все объекты по колориту.

Для примера хотим привести серию учебных работ, сделанных нашими учениками с одного натюрморта. Все работы выполнены на наших уроках живописи.

Описание натюрморта.

Для постановки были подобраны простые по форме предметы, объединенные единой цветовой концепцией. Само задание натюрморт на сближенные цвета подразумевает некое количество предметов, близких по цвету, это не означает, что все элементы сцены должны быть в одной цветовой гамме. Достаточно одной группы предметов, распределенных по плоскости, чтобы реализовать поставленные в задании цели.


Доминантой композиции стал глиняный кувшин, самый массивный по форме и объему. Уравновешивает композицию по вертикали высокая, узкая бутылка, насыщенного зеленого цвета с небольшими ручками у горлышка. Рядом с глиняным кувшином расположен небольшой фарфоровый чайник ровного белого цвета. Между кувшином и бутылкой помещена пиала белого цвета, в которой лежат восковые модели лайма и светло-зеленой груши. Вокруг пиалы лежат восковые модели слева авокадо, справа огурца.


Важной особенностью учебной постановки является роль драпировок в композиции сцены. В этом натюрморте драпировки подобраны и распложены так, чтобы с одной стороны разделить группы предметов контрастными границами, с другой стороны, цвет тканей приводит цветовое соотношение масс к гармонии. На зеленой драпировке расположен всего один зеленый предмет – авокадо, на белой, компенсируя объем зеленой ткани, помещена целая группа зеленых предметов – бутылка, огурец, лайм, груша. На зеленой ткани для уравновешивания белой драпировки расположен белый чайник.


Каждая деталь постановки была обдумана и четко установлена нашими педагогами, чтобы ученики во время работы над заданием ясно представляли себе задачу.

Изображение группы зеленых предметов является ключевым фокусом постановки. Близкие по цвету и тону объекты нужно изобразить так, чтобы они не сливались в единую массу, найти в каждом предмете нюансы оттенков и удаления от переднего плана, передать характер поверхности и степень освещенности зеленого стекла в бутылке, зеленой материи в драпировке, зеленой кожуры лайма, авокадо, груши, огурца.

Задания такого типа содержат в себе важный, вначале не очевидный принцип, касающийся не только живописи, но и рисунка: видеть в модели, натюрморте не только объекты для изображения на листе, а насыщать их концептуальным смыслом, добавлять изобразительный подтекст. Это, в свою очередь, поможет точнее передавать характер модели или образ натурной постановки.

Подробнее о занятиях в нашей художественной студии вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.

artstudi.ru

Открытый урок «Контрастные и сближенные цвета», Заверняй Татьяна Ивановна

Восточно-Казахстанская область

КГУ «Начальная школа № 1 города Зыряновска»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«КОНТРАСТНЫЕ И СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА»

3 класс

Учитель Заверняй Т.И.

2013 – 2014 учебный год

Тема урока: Цветоведение. Контрастные и сближенные цвета. Контраст и нюанс.

Цели урока:

Дать понятие о контрастных и сближенных цветах, о цветовом контрасте и нюансе. Учить использовать контраст и нюанс в практической деятельности.

Развивать навыки работы красками, творческие способности.

Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру, чувства любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Бумага, краски, кисти, палитра

Ход урока

1.Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. . Подготовка к основному этапу занятия.

Представьте себе на минутку, что в мире исчезли все цвета и оттенки. На сером небе светит серое солнце, на ветке с серыми листьями поют серые птицы, над серыми цветами порхают серые бабочки. Жизнь в черно-белом мире была бы такой однообразной и унылой.(Учитель демонстрирует черно-белые фотографии или слайды)

Но к счастью, цвета и оттенки никуда не исчезли, а мир полон ярких красок. (Эти же виды природы в цвете)

Вы знаете, что у цвета есть свои тайны и загадки. Некоторые из них мы уже знаем.

Сегодня на уроке мы отправляемся в чудесную Цветную Страну, чтобы продолжить знакомство с секретами красок. Хозяйка этой страны – принцесса Цветана. Но сегодня с ней случилось несчастье, ее заколдовала злая колдунья Серость и перепутала все ее краски. Чтобы снять заклятие, нужно помочь Цветане навести порядок в ее государстве.

3. Всесторонняя проверка знаний.

Назовите главные (основные цвета)

— Почему они называются основными?

— Назовите составные цвета.

— Почему они называются составными?

— Как составить оранжевый, зеленый, фиолетовый цвета?

— Помогите Снегурочке и Весне подобрать любимые цвета. (3 ученика работают у доски: теплые, холодные и нейтральные цвета).

— Собрать теплый и холодный букет.

— Назовите ахроматические цвета.

— Назовите хроматические цвета.

— Назовите теплые цвета.

— Назовите холодные цвета.

— К какой группе относится зеленый цвет?

— К какой группе относится белый и черный цвет?

Вот сколько интересного мы знаем о цвете. Наука, изучающая секреты красок называется ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. Мы помогли принцессе Цветане снять чары злой колдуньи и вернули ей яркие цвета.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Сегодня мы продолжим знакомиться с секретами красок.

www.prodlenka.org

«Основы цветоведения»


Тема: «Основы цветоведения».

5 класс.

Цветоведение — наука о цвете. Помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применять в декоративном искусстве.

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов.


  1. Хроматические и ахроматические цвета

Ахроматические — белый, черный и все серые.

На белом фоне хроматические цвета темнее, а на черном — ярче.

Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

— Назовите две группы по классификации цветов?

— Каковы особенности восприятия человека этих цветов на белом и чёрном фоне?

— Хроматические цвета делятся на две группы. Какие?

Задание:

Выбрать, разделив на соответствующие группы, рисунки, выполненные хроматическими и ахроматическими цветами.


  1. Основные и составные цвета

Основные цвета – красный, желтый, синий.
Составные цвета (производные)- попарное смешивание основных цветов. Их получают при помощи смешивании (красный + желтый, синий + красный, желтый + синий).

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

Какие вы знаете основные цвета?

Какие вы знаете составные цвета?
Задание:

Составить две цветовых композиции, используя для каждой только основные или только составные цвета.


  1. Контрастные цвета и сближенные цвета

Контрастные цвета – противоположны, они подчеркивают яркость друг друга, усиливают (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый – фиолетовый). Например, красный помидор будет выглядеть еще более красным рядом с зеленым огурцом.

Сближенные цвета — те, которые в спектре рядом, и их смеси, и оттенки (зеленый и коричневый, красный и оранжевый, голубой и серый).

Задание 3.
Ответьте на вопросы:

Какие цвета называют контрастными?

Какие цвета называют сближенными цветами?
Задание:

Подобрать из предложенных цветов группы контрастных и группы сближенных цветов.


  1. Теплые и холодные цвета

Тёплые цвета

Холодные цвета

Как влияет солнечный, лунный и от электрической лампы свет на цвет?

Самый богатый — солнечный свет. В его спектре семь цветов. Часто мы работаем при искусственном освещении дома, в классе и в спектре такого света преобладают красные, оранжевые и желтые лучи. Поэтому вечером лимон остается желтым, а синяя скатерть и красивое голубое платье потускнеет. В лунном свете преобладают зеленые и голубые лучи.

Как один и тот же цвет воспринимается в зависимости от соседства с другими?

Если мы поместим серый квадрат на зеленом, красном, черном и белом фоне, то он будет казаться зеленоватым на красном фоне, розоватым на зеленом фоне, светло-серым на черном фоне и темно-серым на белом.

Одни цвета успокаивают нервную систему, другие — возбуждают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий, голубой, а возбуждающее оказывают красный, оранжевый, пурпурный.

Задание 4.

Ответьте на вопросы:

Какие цвета считаются теплыми?

Какие цвета считаются холодными цветами?

Как влияет солнечный и лунный свет на цвет?


Задание. Создать абстрактную композицию (линии, пятна, геометрические предметы) в тёплых цветах.
Задание. Создать абстрактную композицию (линии, пятна, геометрические предметы) в холодных цветах.

vmest.ru

Рисование и живопись: ПРАВИЛА ЦВЕТА: КОЛОРИТ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Когда мы говорим об изучении цвета, то вспоминаем цветовой круг и длинные полосы бумаги, изведенные на градиент и сближенные цвета, но у тех из нас, кто испытывает проблемы с построением колорита, даже при многочасовом разглядывании круга ничего не меняется. Проблема была, проблема есть, проблема остается. Нас учат живописи, но колорит, по мнению наших учителей, мы должны постигнуть сами! Это нонсенс и вовсе не серьезный разговор. Если вы не справляетесь с цветом, без внешней поддержки исправить ситуацию практически невозможно. Многие прекрасные графики могли бы стать не менее прекрасными живописцами, если бы их проблемы с цветом в свое время не пустили на самотек.


Итак, есть несколько простых правил, как создать гармоничный колорит, не владея природным чувством цвета. Как и чувство вкуса, чувство юмора, чувство цвета может быть врожденным или благоприобретенным, но если одним повезло родиться с этим даром, то другие вынуждены тратить долгие годы на собственное преодоление. Но стоит ли тратить бесценное время на то, что можно сделать быстрее и с большей отдачей? Я думаю, нет. Поэтому я села и сформулировала несколько элементарных способов. Поверьте, для того, чтобы их осознать самостоятельно, мне, не владеющей врожденным цветопониманием, пришлось попотеть! И я рисковала навсегда уйти в ч/б, когда очередной педагог обозвал мою живопись бездарной по причине — цитирую — «вам нужно забыть о цвете, он не для всех, а вам хватит и пера с тушью». Нет, сказала я себе. Мне не хватит пера с тушью, но если вы за долгие 17 лет бесконечных учеб не смогли объяснить мне, что колорит можно выстроить логически, а не исключительно по наитию, мне не стоит прислушиваться к вашим советам. 

Расскажу, что помогло мне и может помочь вам. И начну с самого простого — с копирования.

Все знают, что копировать полезно. Но почему-то стесняются это признать. В старые времена художники копировали без устали и однажды получали, наконец, тот результат, к которому стремились — набитую руку, наученный глаз и обогащенный ум. А если результат был, отчего же и нам не воспользоваться копированием… чужих колоритов?

КОПИРУЙТЕ ЧУЖИЕ КОЛОРИТЫ

Это проще простого. Предположим, у вас уже есть готовый рисунок, но вы совершенно не представляете, каким должен быть колорит, чтобы максимально точно передать ваши собственные ощущения от будущей работы. Задачка не из простых, скажу я вам. Сколько объективно хороших идей я загубила, «не попав» в колорит!..
Для того, чтобы вам стал ясен принцип цветового копирования, приведу пример. Выберите картину, цветовое решение которой нравится вам больше всего и посмотрите на преобладающие цвета. 



Скорее всего их будет немного — два-три основных цвета, два-три — дополнительных. Если вы сомневаетесь, что у вас получится воспроизвести эти цвета сразу, воспользуйтесь черновиком и палитрой. Полезно начертить квадрат — 2 на 2 или 3 на 3 и попытаться воссоздать основные цвета и оттенки так, как это показано здесь.



Когда основные моменты выбранного колрита станут вам ясны, приступайте к работе. Весь секрет в том, чтобы, не размениваясь по мелочам, выдержать колорит по основным объемам.

Это самый простой способ, основанный не столько на способностях к живописи, сколько на точности зрительного восприятия. А теперь рассмтрим более традиционные — базирующиеся на знании элементарных вещей — теплое/холодное, сближенное, контрастное. 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА

Построение колорита подобно игре в шахматы — нельзя положить мазок, не думая на два хода вперед. В идеале колорит должен быть УЖЕ в голове. Однако представить и адекватно воплотить — задача непростая. Попробуйте для начала выбрать один цвет и двигаться от него. 

Цветовая гамма в холодных тонах — движение от синего

Цветовая гамма в теплых тонах — движение от желтого

Классический колорит на сближенных тонах

ВВОДИТЕ КОНТРАСТЫ



Иногда работы, выполненные в сближенных тонах выглядят скучновато. Глаз ищет «живого» контраста, неожиданного цветового пятна, эдакого смыслового колористического центра. 
Художники знают этот нехитрый секрет и умело используют его. Возьмите с них пример. А лучше обратитесь к первоисточнику: контрасты создала природа — красные ягоды земляники в зеленой траве, сочно-желтая луна в синем небе, изумрудные глаза рыжей кошки, угольно-черные вороны на белом снегу — все это контрасты. Естественные инструменты ВЫЧЛЕНЕНИЯ. Что именно вычленяет природа, награждая кошек зелеными глазами, нам неизвестно, зато мы — художники — при помощи контраста можем вычленить что угодно — главное из неглавного, существенное из несущественного, драгоценное из пустой породы. Как гениальный Матисс. Или Шагал. Или даже Малевич. Ведь черный квадрат на белом фоне — это те же вороны на снегу…

Колорит, выстроенный на контрасте синего и желтого

Колорит, выстроенный на контрасте зеленого и красного

НЕ БОЙТЕСЬ ГРЯЗИ



Разные смысловые замыслы требуют разных принципов воплощения. В академической живописи приоритетным являются максимально естественные колористические схемы. Мы с детства знаем, что — откровенно говоря — трава зеленая, небо голубое, снег белый и так далее. Сейчас те из вас, кто знает об оттенках, гневно качают головой, но вспомните, ЧТО мы говорим, увидев молодую, только что вылезшую весеннюю травку? «Какая ЗЕЛЕНАЯ трава!» Что мы говорим, увидев высокое сентябрьское небо? «Какое СИНЕЕ небо!» Что мы говорим, увидев чистый, только что выпавший снег? «Какой он БЕЛОСНЕЖНЫЙ!» И в этом нет ничего постыдного, правда же? Однако писать в столь очевидной манере — и скучно, и довольно непросто. 



…И вот студенты выходят на пленер. Перед ними — зима во всем своем великолепии. Но как передать все великолепие цвета, чтобы образовался единый колорит? У каждого преподавателя найдется ответ, который отменно работает на первых порах: «Больше грязи — больше связи!»

Да-да, вы не ошиблись. Именно так. «Грязь» — как связующее звено колорита. Конечно, это не грязь в прямом смысле этого слова, а некоторая колористическая уловка для объединения необъединяющегося. В масляной живописи существует прием, когда по всей поверхности работы в целях колористического объединения проходятся одним тоном — эта технология объединяющего слоя похожа на технологию подмалевка: сильно разбавленный оттенок, смешиваясь в живописным слоем, создает единую картину мира. Открою секрет: в акварели неудачную по колориту работу также советуют «объединить» простым смыванием краски струей воды и снова начать писать.

«ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ, +1

Однажды моя семилетняя ученица, рассматривая принесенный мною альбом, выдала замечательную сентенцию: «Живопись отличается от графики только количеством цвета». Конечно же, я — с высоты опыта и полученного образования — начала возражать, приводя доводы о разности материалов, подходов, принципов и прочей наукообразной чепухи, но она не сдавалась.

Спустя несколько лет, начав максимально плотно заниматься книжной графикой и столкнувшись с личными трудностями в области колорита, я осознала ее правоту и сформулировала для себя правило «черный, белый +1». Принцип прост и может принести массу пользы начинающему колористу: дело в том, что есть вещь, которую невозможно испортить — благословенный монохром! Если вы сомневаетесь в своих колористических способностях, начните с триады — любой цвет сыграет на фоне ч/б. Вместе ч/б можно выбрать любую пару — это немного усложнит задачу, зато убережет вас от цветовой путаницы.

Колорит-триада



Возможно — и даже наверняка — это правило существует испокон веков и носит какое-нибудь мудреное название, которое я — из глупости ли, по лени или невнимательности — не запомнила, но есть ли смысл запоминать то, чем не собираешься пользоваться, если однажды наступает момент открытия? Открыть что-либо заново, для себя лично, путем проб и ошибок — не полезнее ли пустого запоминания? 

Однако я помню также и тот день, когда рожденная в муках и от того любимая работа моя была в пух и прах раскритикована профессором за… пошлость по причине использования трех цветов. Что и говорить — русская школа живописи не сильно-то жалует отклонения от академизма. Нас учат восторгаться Матиссом, но попробуй вы сами писать в таком ключе, ого! — вам не поздоровится. «Неужели нельзя обойтись без этих дурацких опытов?» — вопрошал мой профессор, разглядывая принесенный мною шедевр — классическое ч/б, разбитое красным. Я не поняла его тогда, не понимаю и сейчас. Опыты — наш способ продвижения вперед. Поэтому я снова и снова повторяю:

НЕ БОЙТЕСЬ ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД

Испльзуйте все способы, учитесь строить колорит. Не опускайте рук, если кому-то не нравится ваше «чувство цвета». Не боги горшки обжигают.


Источник: http://anni-manninen.livejournal.com/624705.html#cutid1

to-drawing.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *