Арт деко стиль в архитектуре – Ар-деко в архитектуре и интерьерах. Краткая история стиля — Стили в дизайне интерьеров

Стиль Ар Деко в архитектуре Нью-Йорка

Содержание

Стиль Ар Деко — это стиль, соединивший в себе внешнюю роскошь с рациональностью структуры. Он просуществовал недолго, немногим более 15 лет и за это время стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности. В период между двумя Мировыми войнами стиль Ар Деко создал сам образ жизни людей, моду, стиль общения, работы и отдыха.

Вид на имперское здание с Херолд Сквера. Здание в стиле Ар Деко имеет 102 этажа и является 2-м по высоте в США (после Chicago’s Sears Tower). Построено было в 1932-м году и удерживало рекорд высоты более 40 лет. В июле1945-го в тумане, в здание врезался самолет B-25 Mitchell на уровне 79-80-х этажей. 14 человек погибли, однако пожар удалось подавить уже через 40 минут. Большинство контор возобновили работу через 2 дня. Сейчас помещения здания так же арендуются различными конторами. На 86 и 102-м этажах находятся смотровые площадки. Здание венчается антенной телевещания нескольких телестанций. В вечернее время верхние секции Эмпайр Стэйт Билдинга подсвечиваются разноцветными огнями. Расцветка меняется соответственно какому-то событию. Например ко дню Святого Патрика — зеленые огни, ко дню Независимости — цвета американского флага — синий, красный, белый и т.д. Американская Ассоциация Гражданских Инженеров признало это здание как одно из 7 чудес света современного мира.

Chrysler Building 

 1928-1930

 

 

 

 

 

 

Для

стиля Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

General Electric Building

1929-1931

  

 

THE AMERICAN INTERNATIONAL BUILDING

1930-1932

The Savoy Plaza Hotel

1927, demolished 1964

 

Эпоха стиля Ар Деко — время коротких женских стрижек, туфель без каблука, экстравагантных костюмов, влюбленности в автомобили и аэропланы, экзотические вещи, акульи шкуры, невиданные породы деревьев, танцев под джаз, самых красивых небоскребов и рождения индустрии «люкс».

New York Metalwork

 

 

 

Chanin Building

 1927-1929

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

Cheney Silk Company Building

 1925

Стиль Ар Деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину. Стиль, искусно объединивший в себе традиции Рима, Египта, Греции, Китая, Японии. Интерьеры, оформленные в стиле Ар Деко, производят впечатление не композиции, а суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» — мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника’, они создавались с шиком 1920-х годов, дорогих отелей и ресторанов и потому иногда их стиль называют «стилем Ritz «. Подобной красотой может похвастать далеко не каждый каталог итальянской мебели, но и сегодня влияние этого стиля просматривается в проектах многих архитекторов и дизайнеров.

 Exchange Place

 1931

Waldorf=Astoria Hotel

1929-1931

 

Стиль Ар Деко характеризуется cкругленными углами, cтрогими вертикальными линиями, «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

The Normandy

1939

THE SAN REMO APARTMENTS

1930

Metropolitan Life Insurance Company, North Building

 1932-50 built, in 3 stages

Williamsburgh Savings Bank

1929

Metropolitan Life Insurance Company

1893; Tower,   1909

 

Эта стилистическая тенденция проявилась и в советской художественной культуре 1920—1930-х годов. Стиль Ар Деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер стиля Ар Деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет — воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами.  В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко.

Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва», которой очень гордятся застройщики Москвы, трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко, многие станции метро как Москвы, так и Санкт-Петербурга. Мода на Ар Деко творит удивительные вещи. Видеть этот стиль везде, где есть для этого хоть какой-нибудь предлог, намного приятнее, чем думать, что ничего тут не было. Возможно, именно сейчас в жизни появилась особая необходимость комфорта, гармонии и традиций, столь присущая Ар Деко?

Стиль Ар Деко нередко называют последним большим стилем…

kayrosblog.ru

Стиль арт деко — история совершенства / budmaydan.com

Уникальный стиль, вдохновляющий дизайнеров целое столетие. История арт деко — это история поиска и создания совершенства в деталях. Архитектура, интерьеры и предметы искусства узнаваемы и совершенны.

Стиль арт деко возник на рубеже 19 и 20 столетий. Его расцвет пришелся на 1900 год, а угас он в период между двумя мировыми войнами. Утонченная элегантная роскошь в каждой плавной детали до сих пор служит вдохновением для художников, дизайнеров и архитекторов.

Новый стиль

В США и Европе арт деко возник после всеобщего увлечения эклектикой — смешивания и цитирования предыдущих стилей — ситуация, в которой поиск нового стиля просто необходим. Интерес к искусству древних цивилизаций (Египта, Японии, Китая и других) непосредственно повлиял на арт деко. На рубеже веков часто проводились международные выставки прикладных искусств и инженерных достижений. На такой выставке в Париже 1900года мебель, посуда, текстиль и архитектура в стиле арт деко произвела настоящий фурор, но уже к 1910му году популярность стиля начала утихать.

Уникальность арт деко в его синтетичности — это стиль, который проявляется в каждой детали. Период арт деко характерный появлением новых технологий в строительстве (железобетонные конструкции) и архитектуре (построение архитектуры здания по принципу изнутри наружу) и значительного влияния прикладных искусств.

Арт деко в архитектуре

Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди – представитель арт деко в архитектуре. Католический храм Святого семейства в Барселоне и Дворец Гуэля — знаковые работы автора, воплощают в себе архитектурные традиции стиля. Они настолько органичные, что кажутся творениями природы.

Чарльз Макинтош — дизайнер и архитектор, яркий представитель стиля в Великобритании. Известен не только спроектированными зданиями, но и разработанной им мебелью. Творчество Макинтоша типично для мастеров и художников периода арт ново — он разрабатывал все: от проектов зданий до узоров для обоев.

Во Франции арт ново в архитектуре представлял Эктор Гимар, в Бельгии — Виктор Орта и Анри ван Де Велдэ, в США — Луис Салливан, И. Лэвынський в Украине.

Планировка здания начиналась от обратного — с разработки интерьера: он определял внешний вид здания. Этот принцип положил начало рациональной планировке, центрической, а не коридорной. В период арт ново (модерна) появился свободный план. И рационализм, и стремление к комфортной организации пространства создали неповторимый симбиоз архитектуры и дизайна.

Арт деко в изобразительном искусстве

Арт деко отличается элегантной и роскошной декоративностью. Многие художники и дизайнеры умели работать с разными материалами и техниками — это отразилось на прикладном искусстве. Роспись комбинировали с мозаикой, инкрустацию с резьбой: такие комбинации создавали неповторимые предметы, мебель, скульптуру, живопись. Уникальные растительные орнаменты арт деко на каждом предмете: панно на стене, портьерах и мебели. Они в резных ручках кресел, бронзовом литье ламп и статуй, ажурных ширмах.

Художники арт деко работали не только над картинами. Предтечей арт деко считается Обри Бердслей — британский художник-иллюстратор: активно использовал в графике и живописи вязь, цветочные орнаменты. Чешский художник А. Муха работал над плакатами, рекламой, дизайном интерьеров, украшений. Г. Климт в работах воспевал декоративность модерна — его знаменитый «Поцелуй» привлекает не столько сюжетом, а сложным ритмом, линиями и композицией, характерными арт деко.

В этом стиле также работали: В. Серов (Россия),С. Выспянский (Польша), Дж. Сегантини (Италия), Л. Наби (Франция), Я. Троп (Голландия), Ф.Ходлер (Швейцария).

Декоративно-прикладное искусство

Симбиоз техник и постоянный поиск новых форм выражения в арт деко возродил забытые техники и ремесла. Новое дыхание получила керамика, скульптура, витраж, иллюстрация. Стремление к совершенству во всем создало индустрию предметов интерьера. Производители тканей и мебели привлекали к разработке продукции известных художников и дизайнеров, предоставляя им широкое поле для творчества. Самый удачный тандем, прогремевший на Европу и США — сотрудничество чешского художника Альфонса Мухи и французского ювелира Жоржа Фуке. Сотрудничество началось с разработки фантастических ювелирных украшений по эскизам Мухи, которые наделали шума на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Позже Муха разработал и реализовал дизайн интерьера парижского бутика Фуке. Создав экстравагантный интерьер, который должен был служить фоном для дорогих изделий ювелира. А. Муха представил синтез разных искусств, к которому стремилось арт деко. Интерьер просуществовал всего 22 года (с 1901 по 1923). Все декоративные детали были демонтированы, и часть из них хранится в Музее Карнавале в Париже.

Арт деко находит своих почитателей и в современном дизайне — очень сложно отказаться от утонченной декоративности и элегантной пластичности этого стиля. Стиль арт деко в интерьере сегодня — это пластика природных орнаментов в отделке, использование узнаваемых элементов декора, бронзы, позолоты в мебели. Популярны обои и текстиль с орнаментами созданными по эскизам художников того времени, бронзовые светильники, плафоны светильников в технике витраж — все эти детали принесли в современный дизайн художники периода арт деко.

budmaydan.com

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d’Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d’Aujourd’hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper’s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

www.culture.ru

Стиль ар-деко — Этот удивительный мир…

Этот пост я написала почти 3 года назад для одного из сообществ, теперь же думаю на всякий случай сохранить его и здесь, тем более что тогда его прочитало не более 200 участников… при том, что это был один из моих любимых постов. Немного отредактировала его и предлагаю вашему вниманию.

В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры «Титаника» – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.

Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.

АР-ДЕКО И АР-НУВО

Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 — 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?

НОВЫЙ СТИЛЬ

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался — современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» — стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются — многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.

Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее все поточное и соединяющее несоединимое.

Ар-деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы ар нуво: извилистые линии, формы морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем не исключалось использование геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей «чистого» цвета.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Для стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, эмаль, инкрустации по дереву, экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила и зебры. Декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонализированным (у каждой вещи — свое лицо) и насыщенным, что часто создавало «перенаселенность» предметов в замкнутом пространстве.

Мебель украшалась орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц. Один из самых популярных узоров — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Кровати украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в произведение искусства.

Для ар-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Интерьеры ар-деко выглядят не как композиция, а как подборка отдельных предметов, «стильных вещей». Особое место в интерьере занимают мелкие предметы. Скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов. Создаются различные эстетические модели из функциональных бытовых вещей: ваз, часов, светильников, мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга.

ФРАНЦИЯ

В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, после нее термин ар-деко стал общеупотребительным. Одними из первых фактуру древесины подчеркнули при помощи перламутра и слоновой кости отец и сын Жайо, чьи предметы были представлены в пяти павильонах Парижской выставки. Тенденция ввода новых материалов — металла и пластмассы — наблюдается в работах семьи уже после 1925 г.

Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы — дерево, стекло, глина — заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар-деко в дизайне мебели явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы «Картье».

В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличало высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и декора в керамике этого периода. Многие мастера вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Недаром очень популярны в эпоху ар-деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц.

Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Ritz (www.ritzparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц». Это о нем Хемингуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни, они всегда происходили именно в этом отеле. В книге «Праздник всегда с тобой» он писал: «Я забираюсь в одну из тех огромных кроватей, которые можно найти в Рице, и голова моя покоится на подушках размером с Цеппелин».
Привожу несколько интерьеров отеля, правда, насколько он сохранил свою идентичность после реставрации Мохаммеда Аль-Файеда (ссылка больше не работает), не могу сказать… Нашла только один старый вид отеля:

</a>

Остальное все новое:

Еще несколько интерьеров «Ритца» в виде кликабельных превью:

И просто старая фотография отеля, а также вид на президентский люкс — один из самых дорогих номеров в мире:

Рене Лалик (1860-1945 гг.), один из центральных мастеров 20-30-х годов по стеклу и ювелирным изделиям, получил признание уже на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. К 1925 г. его творчество эволюционировало от причудливых изящных форм к более простым геометрическим, с референцией на индейские орнаменты. Его украшения в форме павлинов, морских коньков, стрекоз и мышей, выполнялись из камней со стеклом, эмали и даже пластика. Отдельные произведения были выполнены в десяти цветах и украшены эмалью.

АРХИТЕКТУРА

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.

В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Даже на декоративных плитках т

renatar.livejournal.com

Архитектурный стиль: Ар деко — Статьи об архитектурных стилях

Ар деко (или Арт деко, Арт-деко, Ар-деко) – стилевое течение в искусстве, получившие наиболее широкое распространение в первой половине XX века. Название ар деко образовалось из названия Международной выставки декоративных и промышленных искусств (франц. Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes), проходившей в Париже в 1925 году, и буквально означает «декоративное искусство». По первоначальному замыслу эта выставка должна была проводиться в 1916 году, однако из–за экономических сложностей в послевоенный период она неоднократно переносилась.

В условиях участия в выставке был пункт, согласно которого экспонаты должны были олицетворять воплощение нового в искусстве и не иметь никакой связи с распространенными ранее стилями. Организаторы хотели привлечь внимание, восстановить образ Франции, как законодателя моды и стиля, главного источника предметов роскоши. Основным посылом был призыв выпускать оригинальные вещи, создать концепцию, соответствовавшую растущей индустриализации. Однако, несмотря на это, многие из экспонатов представляли собой плоды творчества, ориентированного так или иначе на существующие представления, переиначенное прошлое, привычные формы в новом свете.

Ар деко как направление не был абсолютно новым, он перенял многое от популярного ранее стиля ар нуво (Модерн), став его продолжением и развитием в новой плоскости. Также заметно влияние на ар деко кубизма и конструктивизма, с их геометричностью, гранеными формами и большими плоскостями, восточных мотивов и древнеегипетского искусства, нашедших свое отражение в отделке и оформлении интерьеров. Экзотические узоры, яркие цвета, статуи и изображения женщин, при этом часто удивляющих своей несвойственной женскому телу мускулатурой, запечатленных в изогнутых позах – являются наследием колоритного Востока.

Сменяя стилистическую плавность природных линий классики, ар деко принес строгость форм, выраженную конструктивную функциональность, четкие широкие кривые, большие площади остекления и сдержанность в фасадном декоре. В этом отчасти отразилось влияние растущей индустриализации. Однако, в то же время в отделке применялись редкие необычные материалы, такие как слоновая кость, ценные породы дерева (например, черная эбеновая древесина), кожа экзотических животных, стекло, металлы (алюминий, нержавеющая сталь), жмаль. Отличительной чертой ар деко стало стремление к образу современной роскоши, внешней дороговизне и шику.

Развитие новых технологий в строительстве предоставляло архитекторам больше свободы действия. Так, благодаря применению железобетона, больше не было нужды так же как раньше ограничиваться сложностями конструктивных решений несущих опор при проектировании больших внутренних площадей. Теперь стены здания, взяв на себя большую часть нагрузки по поддержанию прочности конструкции, позволяли оставлять больше свободного пространства для планировки интерьера. Внутренние перегородки можно было делать легкими. Проекты стали более ориентированными на функциональность. Так, например, большие открытые поверхности крыш, сменившие покатые склоны традиционных, позволяли устраивать на них небольшие сады.

Очень ярко ар деко отразился в оформлении гостиниц и ресторанов, салонов круизных лайнеров, мест развлечений публики, к которым хотели привлечь ее внимание. Все было направлено на то, чтобы среди стремительного переосмысления ценностей создать атмосферу благополучия и уверенности, закрепить это в сознании людей.

Широкое распространение ар деко получил в США, где только на Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов, относящихся к этому стилю. Наиболее ярким примером традиционно считается знаменитый небоскреб Крайслер-билдинг (англ.Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen) и открытий для публики 27 мая 1930 года. Это величественное сооружение поражает не только размерами, но и своей элегантностью. Вершину здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали, собранный в стенах уже готового сооружения и поднятый в ноябре 1929 года. Благодаря этому шпилю, разрешение на установку которого, кстати, архитектор получил в тайне от общественности, Крайслер-билдинг стал самым высоким зданием мира. Однако менее чем через год утратил это звание, после открытия в Нью-Йорке небоскреба Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building).

Крыша Крайслер-билдинг сделана в виде семи радиальных сводов, оформленных под узор колесных дисков автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Наподобие лучей солнца расходится к краям ребристая облицовка, выполненная из нержавеющей стали и прерываемая треугольными окнами. Фасад небоскреба украшают скульптуры, расположенные по углам: на уровне 31 этажа – это фигуры, повторяющие эмблему «Крайслера», а 61 этаж украшен горгульями, изображенными в виде орлов. Эти пугающие на первый взгляд фигуры стали своего рода визитной карточкой небоскреба. Даже тот, кто никогда не видел хотя бы изображения Крайслер-билдинг или вовсе не знал о существовании небоскреба с таким названием, вряд ли не подумает, что уже видел где-то эти статуи. Настолько часто они мелькают даже в кинематографе.

Интерьер здания также очень элегантен. Марокканский красный мрамор на стенах и желтый сиенский на полу впечатляют изысканной, экзотичной роскошью, сочетаясь с инкрустированными дверями и кабинами лифтов. Отделка из дерева различных пород, таких как филиппинское красное дерево, английский клен, орех, дуб, тиковое дерево, отсылают к индустрии автомобилей той эпохи. Ведь в оформлении салона часто использовались разнообразные деревянные элементы, например в отделке приборных панелей.

Особое место ар деко занимает и в архитектуре СССР сталинского периода. Знаменитые сталинские высотки, которые должны были стать окружением так и не построенного Дворца Советов, сам проект Дворца, библиотека имени Ленина в Москве, ряд станций Московского метрополитена, дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге, по конструктивно-художественным особенностям являются яркими образцами применения ар деко.

Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов») «Сокол», «Аэропорт», а также станция «Маяковская», спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным и получившая гран-при на всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Наверное последним крупным проектом, относящимся к стилю ар деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена. В Европе он постепенно стал исчезать с подъемом массового производства и окончательно отошел с началом Второй Мировой Войны. Отношение к стилю в те времена сильно изменилось, его стали называть безвкусным, кричащим воплощением поддельной роскоши. Однако вряд ли это можно считать справедливым, в тот или иной период популярными становятся разные стили, те, которые наиболее четко удовлетворяют потребности текущего времени.

Стиль ар деко многогранен и богат, он сочетает в себе строгость и сдержанность гармоничных линий с изяществом оформления и отделки. В наше время его можно часто встретить в оформлении загородных домов, например пилястры и карнизы по мотивам египетского искусства, наружный декор. Ар деко – это воплощение шика и роскоши, олицетворение благополучия. Люди, не приемлющие сдержанности классики, часто обращаются к этому стилю, или сочетают его с другими, ведь в ар деко каждый может найти что-то свое.

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы сайтовwikipedia.ru, trianon.ru, inartdeco.com, webpark.ru.

Станция «Маяковская» Московского метрополитена

Кинотеатр «Москва». Санкт-Петербург


Дата публикации: 04.12.2012

© Регент Декор

www.regent-decor.ru

Стиль арт-деко в архитектуре и интерьере

Источник статьи журнал о Шедеврах арзитектуры и дизайна worlds-interior.ru

 

Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно арт-деко означает «современное искусство». Отличительными чертами арт-деко являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик. 

 Немного из истории арт-деко

Свое название термин «арт-деко» получил в 1925 году благодаря международной выставке Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes») 1925 года в Париже.

Однако само направление арт-деко появилось гораздо ранее во Франции, в начале 1920х годов. В те времена Париж, по праву, считался центром стиля арт-деко, который проявлялся во всем: в изготовлении мебели, в дизайне интерьера, в архитектуре, в одежде и аксессуарах, ювелирных изделиях, скульптуре и живописи. В стиле арт-деко оформлялись лучшие рестораны, отели, океанские лайнеры.

Арт-деко бросал вызов лишениям Первой мировой войны, он был просто роскошен и необычен, поэтому так любим богатой публикой. Излюбленными материалами мастеров арт-деко были алюминий, нержавеющая сталь, редкие породы деревьев, серебро, эмаль, слоновая кость, кожа экзотических животных и рыб, таких как крокодил, акула или зебры. Выделялись объемные формы, зигзагообразные и ступенчатые, широкие и энергичные кривые линии. Арт-деко славился своими контрастными декоративными мотивами, такими, например, как узор клавиш фортепиано, который встречался не только в дизайне интерьера, но и даже в дизайне дамской обуви. В 1930—1940-е годы течение арт-деко стало популярно в международном масштабе.

Популярность арт-деко угасла после появления массового производства. Пришло время более спокойным, сдержанным элементам, при этом к арт-деко стали относиться как к кричащему и безвкусному стилю. Закат арт-деко положили лишения Второй мировой войны. Интересно, что возник арт-деко как вызов Первой мировой войне и, продержавшись на пике популярности почти два десятилетия, сошел на нет во время бедствий Второй мировой.

Новое рождение стиль арт-деко получил в 1980 годах благодаря графическому дизайну, став вновь популярным, теперь уже в ювелирном искусстве и моде.

Арт-деко в архитектуре

Зародившись во Франции, стиль арт-деко получил широчайшее распространение в архитектуре во всем мире. В архитектуре арт-деко – это прежде стиль больших зданий. В 1910-1920-х годах в США пришли небоскребы, возводившиеся уже с начала 20-х годов в стальном каркасе.

Здания, построенные в стиле арт-деко до сих пор радуют глаз туристов и жителей крупнейших мегаполисов мира, в том числе и столицы двуполярного мира.

Арт-деко в США

В США только на Манхеттене можно насчитать более 150 небоскребов, построенных в стиле арт-деко. Наиболее ярким примером американского арт-деко в архитектуре является небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen), получивший свое рождение в 1930 году. Вершину величественного и элегантного здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали. Благодаря этому шпилю Крайслер-билдинг стал самым высоким зданием мира. Правда вскоре утратил это звание, уступив первенство небоскребу Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building) в Нью-Йорке. Крыша Крайслер-билдинг собрана в виде семи сводов, символизирующих колесные диски автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Визитной карточкой небоскреба стали скульптуры на 31 этаже, повторяющие эмблему «Крайслера» и горгульи-орлы, расположившиеся на 61 этаже. Небоскреб имеет ребристую облицовку и треугольные окна, напоминающие внешне расходящиеся лучи солнца.

Арт-деко в СССР

В 1930-1950 в СССР арт-деко (иначе «новый ампир») оказывает значимое влияние на сталинскую архитектуру 30-х годов. Стоит отметить, что под влиянием арт-деко были построены сталинские высотки, библиотека имени Ленина в Москве, дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Ленинграде.

Под влиянием стиля арт-деко был построен ряд станций Московского метрополитена, в том числе Сокольнической и Замоскворецкой линии, например, замечательные станции метро «Маяковская», «Аэропорт», «Сокол», «Кропоткинская», а также первая очередь Ленинградского метрополитена.

Другие страны

Арт-деко охватил почти все страны мира и даже Азию. Например, индийский князь Махараджи, обучаясь в Оксфорде, познакомился с молодым немецким архитектором Е. Матезиусом, которому в последствии поручил построить великолепный дворец Махараджи в Индоре.

Стиль арт-деко в интерьере

Стиль арт-деко в интерьере превратился во всемирно признанный символ эффектности. Стиль арт-деко в интерьере представлялся роскошным, броским, свободным и богатым. Смело сочетались всевозможные экзотические материалы, например, такие как черное эбеновое дерево, бриллианты, перламутры, слоновая кость, шкура зебры и кожа крокодила, змеи, ящерицы, акулы и урбанистические современные вещества — стекло, бетон, хром, сталью, алюминий.

Стиль арт-деко в интерьере сочетает в себе орнаменты и мотивы различных исторических эпох и экзотических культур: восточные, индейские, африканские мотивы, элементы старины и совершенно новые произведения искусства.

Визуальное богатство достигалось не только экзотическими фактурами, но яркими и насыщенными цветами, их смелыми сочетаниями.

В стиле не было простоты даже в линиях – излюбленными контурами были ступенчатые и зигзагообразные формы, энергичные широкие кривые линии, мотивы клавишных инструментов. Даже мебель принимала причудливые загнутые формы, украшалась всевозможными геометрическими элементами и орнаментами. Многие предметы интерьера стали настоящими произведениями искусства, создающими атмосферу изысканности и приятного созерцания.

Самые богатые люди и популярные заведения один за другим сменяли свои старые интерьеры на арт-деко, пытаясь сделать их еще более дорогими и изысканными, чем у соседей. Интерьеры представляли скорее коллекцию наиболее дорогих и необычных предметов мебели и декора, привезенных из различных уголков планеты. Складывалась конкуренция кто богаче и изысканнее оформит свое помещение, к тому и больше посетителей.

В заключении…

Возникнув в Париже и просуществовав между двумя мировыми войнами, стиль арт- деко в интерьере и архитектуре был безумно популярен, он стал культовым во всем мире, а особо в США, где получил всевозможные названия, такие как «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Обтекаемый модерн» или «Зигзаг-модерн».

Современная интерпретация арт-деко включает самые последние технические достижения, качественно новые материалы, дизайнерские предметы мебели и декора. И в общем то не важно, как это все между собой сочетается, в арт-деко – главное богатство, роскошь и самое последнее слово моды.

Скажу напоследок, что и стиль гламур тоже относят к интерпретации арт-деко в современной жизни.

subscribe.ru

деко — это… Что такое Ар-деко?

Арт-деко́ [1] (фр. art déco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «арт-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление арт-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление арт-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля арт-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art déco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).

Известные художники и дизайнеры ар-деко

Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «покои Федры» (1923).
В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко.

Известные архитекторы ар-деко

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *