Обои в зал фото в хрущевке: фото дизайна, варианты подбора цвета, примеры в интерьере

фото дизайна, варианты подбора цвета, примеры в интерьере

Зал является парадной комнатой, мимо которой не проходят гости, а также сами хозяева проводят в нем большую часть времени, общаются между собой или смотрят телевизор. Поэтому нужно особенно тщательно подойти к выбору обоев. В зале должно быть уютно и красиво, а ремонт должен поднимать настроение, а не бросаться в глаза нелепыми сочетаниями.

Обои, благодаря огромному разнообразию оттенков и фактур, позволяют воплотить любые дизайнерские решения

Критерии выбора обоев для зала в хрущевке

Содержание

  • Критерии выбора обоев для зала в хрущевке
  • Обои для маленького зала
  • Виды обоев
    • Флизелиновые
    • Виниловые
    • Текстильные
    • Комбинированные
  • Цветовые решения
    • Двухцветные варианты
  • Варианты декорирования обоев
    • Обои с узорами
    • С орнаментом
  • Видео: Комбинированные обои в интерьере зала
  • Фото-идеи декорирования зала обоями

Прежде чем покупать обои, нужно решить какой цвет подойдет под мебель, пол, шторы и другое. Какой рисунок будет лучше всего сочетаться с интерьером. Самое главное, на что стоит обратить внимание при выборе обоев для зала в хрущевке – это качество. Они не должны быстро выцветать, выгорать, желательно, чтобы они были плотные, потому что их легче клеить, и они выше по качеству.

На выбор обоев для зала влияют размеры и форма комнаты, а также условия освещенности

Экологичность обоев также имеет значение, главное, чтобы они не излучали ядовитые пары, а наоборот насыщали зал кислородом.

Вставкой из обоев можно выгодно обыграть рабочую зону в зале

Обои для маленького зала

Маленькую комнату необходимо сделать визуально больше. В этом поможет цвет и рисунок на обоях. Желательно, чтобы материал был без рисунка и имел светлый оттенок. Если все же есть желание приобрести модель с рисунком, то лучше выбирать мелкий или выбрать вертикальную полоску.

Белый цвет идеально справляется с визуальным увеличением пространства. Разнообразить “больничный” интерьер можно хитрым дизайнерским приемом, оклеив одну стену обоями с тиснением

Конечно не стоит совсем отказываться от крупного рисунка, возможно его использование в качестве оформления, то есть занять им лишь небольшую часть комнаты. Теплый цвет с рельефом способен создать эффект большого пространства. Можно сочетать два цвета, например, однотонный на одну стену и с узором на другую.

Виды обоев

Разные типы обоев можно сочетать друг с другом, например, в нижней части стены использовать более износостойкие полотна, а сверху обои подешевле

Флизелиновые

Такой вид очень плотный и прочный, потому что его изготавливают из волокон целлюлозы и под высоким давлением добавляют вяжущее вещество. Нанесение такого материала неприхотливое, оно не мнется, не образуются волны и т.д. Они намного прочнее бумажных и прослужат много лет, поэтому при выборе обоев для зала в хрущевке можно потратить немного больше денег, но цена остается приемлемой.

Флизелиновые обои часто имеют рельефную поверхность, могут быть рассчитанными под покраску

Существует два вида флизелиновых обоев – это полностью изготовленные из флизелина и выпущенные на основе флизелина. Второй вариант представляет собой бумажные обои, покрытые флизелином, они не такие долговечные и прочные как полностью выполненные из этого материала, также они могут перекрашиваться несколько раз, что является огромным плюсом. Вам не нужно будет снимать покрытие, для замены цвета, достаточно их покрасить и обновить комнату.

Обои прослужат дольше, если отделить их от пола практичным окрашенным покрытием

Виниловые

У виниловых обоев есть одно отличие – это яркий и насыщенный рисунок, который является влагоустойчивым.

Виниловые обои на флизелиновой основе отличаются выравнивающим эффектом и могут скрывать мелкие погрешности стен

Виниловые обои – это бумажные или флизелиновые, но поверх них наносят поливинилхлорид. Они не рвутся при нанесении на стену, обладают повышенной прочностью, их трудно поцарапать, поэтому если в доме есть дети или домашние животные, то такие обои станут лучшим вариантом.

Текстильные

Текстильные обои хорошо поглощают звук, благодаря покрытию не выцветают и служат долго, а также обладают теплоизоляцией. Они экологичны, а разнообразие цветов и рисунков не могут не порадовать.

Текстильные обои практичны и долговечны, но стоят дороже и сложнее клеятся

Несмотря на все плюсы, такая модель очень маркая и не переносит влагу, также они накапливают пыль, которую легко убрать пылесосом, но такие манипуляции отнимают время.

Комбинированные

Комбинировать – значит сочетать между собой несколько цветов или видов. Обычно это разные цвета или оттенки, или комбинирование с узором, так комната не кажется перегруженной рисунком. Так можно замаскировать недостатки в комнате и создать эстетически красивый вид. Разделение зала на функциональные зоны помогут именно различные комбинации.

С помощью различных комбинаций обоев можно осветлять помещение, выделять зоны, “поднимать” потолок или “раздвигать” стены комнаты

Благодаря прочности и тяжести обоев, их необходимо клеить на особо прочный клей, потому что они могут не выдержать собственного веса.

Цветовые решения

Наиболее частым цветовым решением является выбор двухцветных обоев, с рисунком или однотонные. Но также можно встретить необычное дизайнерское решение с использование нескольких цветов. Если вы предпочитаете многоцветные обои, то лучше обратиться к профессионалу, так как самостоятельный выбор может оказаться неверным. Неправильное сочетание способно превратить уютный зал в нелепое сочетание цветов. Сделать выбор самостоятельно достаточно сложно.

Светлые обои создают в комнате легкую воздушную атмосферу и лучше всего подходят для небольших помещений

Обои зеленого цвета ассоциируются с природой и вызывают только положительные эмоции

Синие обои придают интерьеру изысканную роскошную обстановку

Жизнерадостный желтый цвет поднимает настроение и наполняет комнату солнечным теплом

Серые обои послужат хорошим фоном для светлой мебели

Двухцветные варианты

Двухцветные варианты можно вполне выбрать самостоятельно, если знать некоторые правила. Некоторые выбирают контрастные варианты, такие как черный и белый, или красный и зеленый. Если вы не любите кричащие краски, а предпочитаете спокойствие, то лучше остановиться на однотонных обоях, теплых или нейтральных оттенков. Это могут быть коричневые, белые, бежевые, серые и другие оттенки.

Основной фон в зале лучше отдать светлому оттенку, а диванную зону можно выделить более темными обоями

Можно разделить комнату на две части, две стены оклеить однотонным оттенком, а другие ярким или использовать узор, подходящий по цвету. Есть вариант с разделением стены на две части, верхнюю и нижнюю. Верхнюю обычно оклеивают в однотонный цвет, а в нижней используют узоры. Это позволяет визуально увеличить объемы комнаты. Если в комнате недостаточно освещения, то лучше выбирать обои светлых оттенков, но, если в комнате очень много света, то есть возможность выбрать яркие или темные цвета.

Разделить обои разных цветов можно с помощью бумажного бордюра

Варианты декорирования обоев

Обои можно использовать для создания оригинальных композиций в виде панно, оформленного в рамку из молдингов

Обои с узорами

Модель с узорами всегда смотрится более интересно, чем однотонный вид. Но узоры должны подходить по цвету к мебели, шторам, полу и другим вещам. Если вы сторонник роскоши, то можно использовать узоры с нанесением золотой крошки, она имеет привлекательный эстетический вид и поражает сиянием. Но лучший выбор – это всегда комбинации, они смотрятся непринужденно и не делают комнату плоской. Если вы хотите создать акцент, то выбирайте обои с крупным узором.

Обои с мелкими узорами делают интерьер более свободным, воздушным и изящным

Крупный рисунок “приближает” стену, поэтому больше подходит для создания акцентов

С орнаментом

Орнамент – это повторяющиеся элементы, которые выгодно смотрятся. Существует три вида орнамента: меандровые, геометрические и растительные. К геометрическим относят различные фигуры, квадраты, треугольники, горизонтальные или вертикальные полосы и т.д. Есть обои с клетчатым рисунком, он относится к орнаменту Тартан, он пришел к нам из Шотландии, где часто используют клетку, потому что она является национальной особенностью. Основные цвета: белый, синий, зеленый, желтый, оранжевый, серый, коричневый, красный, черный и белый.

Клетка в интерьере зала, оформленного в современном стиле

Орнамент «четырехлистник» известен многим, так как встречается довольно часто. Он хорошо подходит как для исторических стилей, так и для классики, готики и другого. Состоят они из четырех окружностей, срединных между собой острыми углами. Этот вариант хорошо комбинировать с полоской или клеткой.

Светлый “четырехлистник” на обоях в комнате прованского стиля

При выборе обоев для зала в хрущевке стоит обратить внимание на растительный орнамент. Это изображение различных растений, листьев, птиц, деревьев, животных, все что связано с природой. Если вы любите природу и отдыхаете при ее виде, то стоит использовать в зале комбинации и этим орнаментом. Чаще всего используются именно растения, потому что из них легко создать орнамент и привнести в комнату красоту и эксклюзивность.

Классический дизайн зала с растительным принтом на светлых обоях

В комнате с маленькими размерами крупный узор будет смотреться нелепо, благодаря ему комната визуально будет выглядеть еще меньше, поэтому в маленькую комнату, лучше выбирать очень мелкий и неприметный узор.

Интересно смотрятся обои с имитацией кирпичной кладки

Выбор обоев в зал для хрущевки – это ответственный момент. В первую очередь необходимо учесть высоту потолков, размеры комнаты, то как размещены окна, как падает свет, и какая мебель присутствует в интерьере. Также обратите внимание на стиль, который вы предпочитаете, и посмотрите не перегружена ли комната, правильно ли сочетаются цвета.

Фотоообои с перспективой визуально расширят границы комнаты

Большое значение имеет качество обоев и цена. За качество можно отдать больше денег, потому что вам не придется менять обои через 2-3 года. Обратите внимание на экологичность, моются они или нет, из какого материала сделаны, и кто производитель.

Видео: Комбинированные обои в интерьере зала

Фото-идеи декорирования зала обоями

Обои для зала в хрущевке (84 фото) — фото

Интерьер гостиной 14м2


Обойные вставки в интерьере


Обычная комната


Обои в гостиную хрущевки


Сочетание обоев в однокомнатной квартире


Гостиная в светлых тонах


Натяжной потолок в хрущевке в зале


Комбинированные обои для гостиной


Интерьер обоев для зала


Комбинированные обои в интерьере


Комбинирование обоев в гостиной


Интерьер маленького зала


Обои в интерьере квартиры


Обои для гостиной в хрущевке


Обои для гостиной комнаты


Интерьер гостиной 15м2


Интерьер маленького зала


Фотообои в однокомнатной квартире


Комбинирование обоев в гостиной хрущевка


Натяжной потолок в зал 18 кв


Интерьер прямоугольной гостинной 17 кв. м


Интерьер гостиной 16 кв


Обои в прихожую


Гостиная комната


Расцветки обоев для зала


Гостиная Неоклассика 17 кв м


Обычная гостиная в обычной квартире


Светлые обои в гостиную комбинированные


Обои для зала в хрущевку


Дизайн 2 комнатной квартиры


Дизайн интерьера квартиры малогабаритной


Гостиная в бежевых тонах


Обои для зала в хрущевку


Комбинированные стены в гостиной


Интерьер зала


Интерьер маленького зала


Зал в светлых тонах с угловым диваном


Обои для маленькой гостиной


Отделка гостиной декоративным камнем


Отделка жилой комнаты


Обои для зала в квартире хрущевке


Натяжной потолок в гостинной 15кв м


Комната после ремонта


Стенка МДФ С фрезеровкой глянец


Обои в зал хрущевка комбинированные


Обои для зала в хрущевку


Обои в зал хрущевка комбинированные


Гостиная с серыми обоями


Дизайн светлой гостиной


Потолок в однокомнатной квартире


Интерьер гостиной 14м2


Гостиная с комбинированными обоями


Обои в зал в квартире


Комбинированные обои для гостиной в хрущевке


Интерьер гостиной комнаты


Обои в маленькую гостиную


Интерьер небольшой гостиной


Потолок в маленькой гостиной


Обои для гостиной в хрущевке


Отделка маленького зала в квартире


Гостиная в бирюзовом цвете


Светло коричневые обои в интерьере


Интерьер гостинной 18кв м


Интерьер гостиной в хрущевке


Зал в коричнево-бежевых тонах


Зал гостиная в светлых тонах


Комната в бежево-коричневых тонах


Обои в однокомнатной квартире


Светлые обои в гостиную


Зал с темными обоями


Квадратная гостиная 17м2 интерьер


Дизайн гостиной


Красивые залы в квартире


Обои для маленькой гостиной


Гостиная комната маленькая


Интерьер обычной квартиры двухкомнатной


Гостиная в стиле Минимализм 30кв м


Желтые стены в гостиной


Интерьер однокомнатной квартиры


Гостиная в классическом стиле в хрущевке


Гостиная в бежевых тонах




Khrushchev Speech Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

РФ и РМ

Durchstöbern Sie 119

речь Хрущева Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. 900:29 Жестикулируя и крича, советский премьер Никита Хрущев выступает перед Генеральной Ассамблеей ООН, 12 октября. Советская премьера поднялась на … Советский премьер Никита Хрущев бьет кулаком по трибуне, обращаясь к Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на Манхэттене, Нью-Йорк, … Никита Хрущев prononçant un discours avant le déjeuner à Town Hall à Copenhague, Дания. Советский премьер Никита Хрущев выступает с речью, около 1964 года. Никита Хрущев во время выступления перед Генеральным собранием 11 октября 19 года.60 в Нью-Йорке. Премьер-министр Советского Союза Никита Хрущев Никита Хрущев представляет отчет ЦК на XX съезде КПСС…. Никита ХРУЩЕВ, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза, дает выступление на 20-м съезде … Le premier secrétaire du Central du Parti communiste de l’Soviétique, Хрущев, prononçant un discours lors de l’inauguration de la … Слева направо, министр иностранных дел СССР Андрей Громыко.
, советский премьер Никита Хрущев и советский министр обороны маршал Родион Малиновский в … Никита Хрущев, первый секретарь Коммунистической партии и Премьер Советского Союза, обращается к ООН Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев после своего обращения к Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк, … Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев выступает на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, Ne w Йорк, 18 сентября… Четыре взгляда на советского премьера Никиту Хрущева, произносящего свою размахивающую кулаками и кричащую речь перед Генеральной Ассамблеей ООН поздним вечером 11 октября… военная униформа, произнести речь о Кремле в Москве, URSS en juin… Никита Хрущев рассказывает о советской верховной власти в Москве, URSS, около 1950.Никита Хрущев произносит речь о прибытии в аэропорт Хасково, Болгария в 1962 году. Хрущев, Никита — политик, президент Союза Советских Социалистических Республик — Выступление с речью в Кремле в Москве во время открытия.
.. Советский лидер Никита Хрущев во время визита в Каир, Египет, май 1964 года. Над ним приветственное послание на русском языке. Откровенная фотография советского премьера Хрущева, сделанная сегодня во время обеда в Национальном пресс-клубе. Советский лидер Никита Хрущев и министр иностранных дел Андрей Громыко посетить 902-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Снимок, сделанный 30 сентября 1960 года в Нью-Йорке. На нем изображен глава советского государства Никита Хрущев в окружении министра иностранных дел СССР Андрей… Советский лидер Никита ХРУЩЕВ произносит речь на Трибуна Организации Объединенных Наций. Хрущев, премьер-секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, произносит речь в Кремле в Москве, URSS en … Никита Хрущев произносит речь в речи на трибуне, в Москве, URSS en mai 1959. Члены Президиума Советского Союза заседают на официальном заседании, чтобы заслушать речь Георгия Маленкова об отставке с поста премьер-министра.
Маленков был … Делегация Советской России на «переговорах на высшем уровне» Большой четверки ждет, пока президент Эйзенхауэр начнет свою вступительную речь, поскольку встречи продолжаются … Советский премьер Никита Хрущев сердито слушает речь Генеральной Ассамблеи в Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд. Моменты… Никита с, Хрущев первый секретарь ЦК КПСС выступает на митинге в софии, болгария, 19 мая62. Советский премьер Никита Хрущев использует оба кулака, чтобы подчеркнуть свои чувства по поводу запрета на посещение Диснейленда, во время своего выступления перед… Советский политик Никита С. Хрущев, председатель Совета Министров СССР, встает на ноги. во время выступления премьер-министра Великобритании… Снимок, сделанный 24 сентября 1960 года в Нью-Йорке, на котором виден общий вид Генеральной Ассамблеи ООН во время выступления главы советского государства Никиты… XX съезд Коммунистической партии СССР: во время секретный адрес, Никита С. Хрущев расправляется с преступлениями Сталина.
Российский лидер Николай Булганин произносит прощальную речь в присутствии Никиты Хрущева и премьер-министра Великобритании Энтони Идена перед … Никита Хрущев prononçant un discours à Bonn, Allemagne le 8 juillet 1960. Хрущев произносит речь в беседах с посетителями об использовании строительной техники Ганц-Маваг в Будапеште, Гонконг, 1960 год. Никита Хрущев произносит речь в феврале 1943 года в свободном Сталинграде, Россия. Сталинградская битва была одной из крупных и стратегически решающих … На снимке, сделанном 16 февраля 1956 года, советский лидер Никита Хрущев произносит речь, которая длилась несколько часов, на 20-м съезде … Советский премьер Никита Сергеевич Хрущев поднимает руки. в отчаянии во время прощальной пресс-конференции в Париже. Разъяренный советский … советский коммунистический лидер Никита Хрущев аплодирует речи лидера коммунистов Восточной Германии Вальтера Ульбрихта по прибытии Хурщева на восток … Никита Хрущев, председатель Совета Советского Союза. речи, вероятно, во время приема, организованного в парижской ратуше 24 марта .
.. Никита Хрущев произносит речи, à ses côtés, de gauche à droite, Антонин Новотный, генеральный секретарь коммунистической партии, le…Le président du Conseil des Mistres Никита Хрущев произносит речь дискурсы о ситуации и международной политике, в Москве, URSS en… Никита Хрущев произносит дискурсы в Бонне, Allemagne le 8 juillet 1960. Никета Хрущев, премьер-министр России, выступает на Генеральной Ассамблее ООН в 1960 году в Нью-Йорке. Никита Хрущев и Андрей Громыко, советские политики. Париж, саммит «Четырех больших», май. Staatsbesuch von Nikita Chruschtschow в Берлине. Октябрь 1960 г. Etats-Unis, Нью-Йорк, 19 октября.60, Lors d’une asemblée générale à l’ONU, le…Советский лидер Никита Хрущев во время визита в Каир, Египет, май 1964 года. На заднем плане Ахмед Бен Белла, президент Алжира. Председатель Совета Советского Союза Никита Хрущев произносит важную речь перед французскими парламентариями, собравшимися на набережной… Никита Хрущев, Председатель Совета Советского Союза, выступает, вероятно, во время приема, организованного в мэрии Парижа 24 марта.
.. Во время во время своего государственного визита Никита Хрущев, председатель Совета Советского Союза, произносит речь перед Народным собранием Египта, за… Советский премьер-министр Николай Булганин в окружении лидера советских коммунистов Никиты Хрущева в традиционном тюрбане из Раджастхана произносит а. ..Гарольд Макмиллан был премьер-министром Великобритании с 1957 до 1963 года. Хрущев был премьер-министром СССР в период с 1958 по 1964 год и первым секретарем … Никита Хрущев произносит речь о сыне, прибывшем в город Миньер, на берегу Тито, в Веленье, Югославия в сентябре 1963 года. Le président Эйзенхауэр произносит devant les micros le discours de bienvenue à l’aéroport de Washington, à ses côtés à droite Никита Хрущев и … Хрущев, au siège du Council Suprême au Grand Palais du Кремль, photoié après son discours sur la politique internationale, à Moscou, URSS… Хрущев произносит un discours lors du congrès, à Moscou, URSS le 25 октября 1963. Сын прибыл, советский лидер Никита Хрущев произносит ип дискурсы, à ses côtés le maréchal Tito, à l’aéroport de Belgraden, Югославия le.
.. 22 апреля 1963 г. Москва, Россия. фон 2

Проект Джонса | Ежеквартальное издание Лэпхема

 

Аудио предоставлено Curio, партнером Quarterly Lapham

I весной 19В 70 лет на своей подмосковной даче Никита Хрущев сделал серию, казалось бы, глупых фотографий. Сидя на скамейке, Хрущев чередовал две широкополые шляпы на своей пухлой голове, а сын Сергей делал снимки. На заднем плане его жена Нина Хрущева ругает семидесятичетырехлетнего мужа за детскую шалость: «Вы же не собираетесь их носить», — сказала она. «Они слишком яркие». Хрущева была права. Человек, который однажды столкнулся лицом к лицу с Джоном Ф. Кеннеди во время кубинского ракетного кризиса, не собирался носить их, но группа американских редакторов нуждалась в фотографиях как в знаке, чтобы приступить к тому, что впоследствии будет воспринято как взрывоопасное явление.

и грандиозный акт уловки времен холодной войны: публикация мемуаров Никиты Хрущева вопреки воле советского руководства. Американцы назвали это проектом Джонса.

 

S Сергей Хрущев подходит к двери в почти прозрачной белой рубашке с короткими рукавами на пуговицах. Он все еще застегивается, приветствуя меня. Он живет в США с 1991 года, и я встречался с ним однажды, лет пятнадцать назад, когда он читал лекцию в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. В то время ему было около шестидесяти пяти, и сходство с отцом было поразительным. Сегодня он старше, чем был Хрущев-старший, когда он умер в семьдесят семь лет; смотреть на него все равно, что смотреть на альтернативную версию прошлого. Я навещаю его в его доме в небольшом пригороде Провиденса, штат Род-Айленд, где живут представители среднего класса, где он был старшим научным сотрудником Института международных и общественных отношений Уотсона Университета Брауна.

Немного формальностей. Мы не пьем чай; он не спрашивает меня о моей поездке на поезде. Вместо этого мы немедленно садимся за стол и начинаем говорить. Сергей написал много книг о своем отце, которого он называет просто Хрущевым, и ясно, что он горячо защищает наследие своего отца и считает его наследником благородной, хотя и малонаселенной традиции. Трижды во время нашего разговора он сравнил своего отца то с царями-реформаторами, то со Львом Троцким. Он напоминает мне Пнина Владимира Набокова: сильный акцент (как будто его язык — селедка в сливочном соусе), лысина, ледяные голубые глаза.

«Он хотел сказать правду, — сказал Сергей, — в частности, что я пережил сталинское время. Я изменил свое мнение о Сталине». Хрущев не питал иллюзий, что его мемуары могут быть опубликованы в СССР. «Исторически в российской политической культуре не было, когда теряешь право писать мемуары, — сказал мне Сергей. Два влиятельных человека пытались это сделать. Одним из них был Сергей Витте, видный министр при двух последних русских царях; его мемуары были написаны тайно, хранились во Франции во время Первой мировой войны на хранение и опубликованы только посмертно на Западе. Сергей продолжил: «Вторым, к сожалению, был Лев Троцкий», который был убит в изгнании в Мексике по приказу Сталина после того, как написал несколько книг с критикой сталинского режима. Он «дорого заплатил за это… А потом это был Хрущев».

 

N Икита Хрущев, руководивший Советским Союзом с 1953 по 1964 год в качестве первого секретаря Коммунистической партии, а с 1958 по 1964 год в качестве премьера, запомнился на Западе своими противоречиями. Бывший слесарь, родившийся в Украине, был известен резкой вспышкой в ​​ООН, когда он стукнул ботинком по кафедре; он и Кеннеди чуть не облучили мир во время кубинского противостояния; он разозлил интеллектуальный класс своими выпадами против «девиантного» искусства, в том числе на одной московской выставке, где он назвал некоторые абстрактные произведения «собачьим дерьмом» и «искусством для ослов», спрашивая художников, не являются ли они «педерастами», а не живописцами. . А ведь Никита Сергеевич Хрущев запомнился еще и так называемой секретной речью перед XX съездом КПСС в 1956. Речь началась вскоре после полуночи. Перед Политбюро Хрущев продолжал четыре часа, перечисляя некоторые преступления Иосифа Сталина, «целый ряд чрезвычайно серьезных и тяжких извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности», как он их называл. Сообщалось, что некоторым людям в зале стало так плохо от услышанного, что их пришлось вынести из комнаты. К тому времени, когда он закончил, стало ясно, что Хрущев берет бразды правления в свои руки, меняя траекторию развития страны. Следующие восемь лет Хрущев правил единолично, проводя частичные реформы. Его правительство предоставило посмертную реабилитацию множеству людей, которые были казнены или умерли с позором в заключении; смягчил приговоры тысячам душ, отправленных в ГУЛАГ; и инициировала оттепель, которая должна была либерализовать, хотя временами с задержкой, сверхдержаву, которая пошла ужасно неправильно. Советский Союз — одна шестая часть мира — терроризировал своих собственных граждан, выселяя и убивая десятки миллионов людей, каннибализируя собственную экономику и становясь все более параноиком.

Как и следовало ожидать, у хрущевской программы десталинизации были противники. К 1963 году советская экономика шаталась. Леонид Брежнев, высокопоставленный член партии, спланировал захват власти, и Хрущев вскоре остался без работы, ему повезло остаться в живых. По сценарию, созданному для телевидения, Нина Хрущева и Виктория Брежнева вместе отдыхали в Чехословакии, когда были осуществлены махинации. Уильям Таубман, биограф Хрущева, лауреат Пулитцеровской премии, писал, что кто-то позвонил жене Брежнева на курорт, чтобы сообщить об успешном захвате власти, но не понял, что трубку взяла жена Хрущева. Рассказывая подробности, он понял, что слушает не того, только когда женщина на другом конце провода промолчала.

Два года спустя Хрущев жил на удивление обычной жизнью, возился в саду, как средний московский пенсионер, хотя и в глубокой депрессии. Когда школьный учитель спросил внука, чем занимается бывший премьер, мальчик ответил: «Дедушка плачет».

Его семья убедила его начать записывать свои воспоминания — это было бы полезно для истории, для страны, для партии, иметь мысли и размышления бывшего лидера, говорили они ему, и это дало бы ему цель, повод вставать по утрам. Это также позволило бы Хрущеву рассказать свою точку зрения. Поскольку его имя по существу было запрещено произносить по радио или в газетах, Хрущев был, говоря политическим языком, ничтожеством. Он также мог показать, как нынешнее руководство сводит на нет некоторые из его самых с трудом завоеванных достижений. (Даже политически стертый, он все же мог задеть Брежнева: он любил сообщать, что внутренняя ненависть Брежнева к нему была настолько глубокой, что однажды, когда вождь проезжал мимо крымского села под названием Никита, он приказал изменить его название.)

Хрущев начал записывать свои воспоминания на немецкий диктофон Uher в 1966 году, причем не организованно, а по частям, событие за событием, на своей даче в Петрово-Дальнем. Он записал на пленку более 250 часов, работая от трех до пяти часов в день. Сначала он диктовал только на прогулках, часто с друзьями, где он мог спрятаться от жучков, которые КГБ подбросил в его дом, таща за собой почти десятифунтовую машину. Вскоре, однако, он отказался от уловки и стал удобно записывать в своей гостиной — это будет не первый раз, когда он произносит речь перед несимпатичной аудиторией. Хрущев был от природы общительным человеком, и с собеседником приливы и отливы разговора легче вызывали у него воспоминания. В конце концов, Сергей нанял машинистку, чтобы расшифровать записи и упорядочить машинописный текст в хронологическом и связном повествовании. Полная рукопись занимала около 1500 страниц.

Как пишет Сергей в послесловии к первому тому воспоминаний своего отца, когда Брежнев пронюхал о проекте, который Хрущевы и так не скрывали, он испугался того, что это может открыть о нем самом, и вызвал Хрущева. в штаб-квартиру ЦК. Из-за глубокой ненависти к человеку, который был у власти до него, а может быть, из трусости, Брежнев не пошел на конфронтацию со своим предшественником. Вместо этого он поручил своим заместителям убедить Хрущева отказаться от проекта. Хрущев отказался, настаивая на том, что как частное лицо он имеет право писать свои мемуары и что они принесут пользу всей стране, партии и обществу. Его позиция соответствовала шагам, которые он предпринял на посту премьер-министра. Это было при Хрущеве в конце 1950-х годов, бывших узников сталинских лагерей, ныне реабилитированных государством, поощряли к написанию мемуаров и представлению собственного взгляда на ту эпоху. Их документация о вопиющих несправедливостях — пытках, депортации этнических групп с родины предков и массовых тюрьмах — была прямым опровержением культа Сталина.

Конечно, доводы Хрущева в защиту его прав как частного лица не убедили власть предержащие. Они хотели, чтобы он перестал писать мемуары, и точка. И отец, и сын знали, что им нужен экстренный план, чтобы КГБ не конфисковал документы и записи и не стер мемуары навсегда. Однажды вечером Сергей посетил вечеринку в доме человека по имени Виктор Луи. Луи жил в неслыханной для СССР тогда роскоши: на своей трехэтажной даче в районе Переделкино он держал несколько автомобилей, в том числе «Бентли» и «Мерседес», имел собственный теннисный корт. У него также был личный бассейн — единственный, как он утверждал, во всем Советском Союзе.

Луи провел восемь лет в лагере по политическим обвинениям. Находясь там, среди сокамерников он имел репутацию опасного, а среди властей — полезного, другими словами, он был стукачом. После реабилитации он женился на британке и стал русским корреспондентом британской газеты Evening News . Если власти хотели опубликовать деликатные истории или проверить идеи, Луи получал сенсацию для англоязычных газет. Как описал его Сергей, Луи «не работал по КГБ, работал с КГБ. Он был неофициальным голосом в некоторых очень спорных аспектах международных отношений». Именно Луи сообщил новость об отстранении Хрущева от власти в 1964 году. Жизнь Луи по-прежнему окутана тайнами и странностями. Он перевел Моя прекрасная леди на русский язык и сохранил все гонорары, и однажды он опубликовал интервью с Александром Солженицыным, которое, как утверждал Солженицын, никогда не имело места. Но он, кажется, был настолько успешным оператором, что ни британцы, ни Советы не могли себе позволить, чтобы он не работал на них. И он не был неопытным торговцем: с подмигивания советских «органов» у власти он сопровождал диссидента Валерия Тарсиса, когда Тарсис дезертировал в Лондоне, и организовал там публикацию мемуаров Тарсиса. Советы надеялись, что Тарсис, которого в СССР поместили в психиатрическую больницу за «нездоровые» политические взгляды (обычная советская тактика клеймения диссидентов как психопатов), поведет себя настолько странно, что его мемуары будут дискредитированы. Луи справился с заданием и прикарманил весь аванс Тарсис за книгу. Он также продал американским издателям подделанную версию воспоминаний Светланы Аллилуевой, дочери Иосифа Сталина. Аллилуева бежала из СССР в 1967, и планировала опубликовать свои мемуары осенью того же года, приуроченного к пятидесятой годовщине Октябрьской революции. Луи хотел, чтобы неавторизованная и подделанная версия появилась на несколько месяцев раньше, представив менее критическую версию мемуаров Аллилуевой и упредив любой шум вокруг книги до того, как разразятся празднества.

Сергей Хрущев ничего этого не знал и был в затруднительном положении. Он знал достаточно (или, возможно, слишком мало), чтобы понять, что Луи может опубликовать рукопись за границей. Он не заботился о зарабатывании денег. Для сына это был шанс оправдать отца, и Виктор Луи мог это осуществить. Сергей Хрущев передал ему копии кассет и массивную рукопись с пониманием того, что Луи начнет переговоры с американскими издателями, но ему придется ждать разрешения Сергея, чтобы что-то предпринять. Публикация за границей была шагом, на который, как надеялись отец и сын, им не придется пойти, поскольку это неизбежно было бы воспринято как антисоветский акт, а Хрущев был далек от того, чтобы дезавуировать систему, которой он когда-то руководил. Если он и был против чего-то, так это против Брежнева. Разочарованный давлением КГБ на него с требованием прекратить писать, Хрущев согрелся до мысли, что если Брежнев и его приспешники когда-либо попытаются завладеть рукописью, то книга должна появиться на Западе. Еще в 1957, в начале пребывания Хрущева у власти, он наказал Бориса Пастернака по сути за то же самое. Роман Пастернака « Доктор Живаго » был напечатан на Западе, когда Советы заблокировали его издание в России. Пастернак был осужден как коллегами-писателями, так и властями и был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе 1958 года. Прочитав на пенсии «Доктор Живаго », Хрущев признал: «Нам не следовало запрещать это. Я должен был прочитать это сам. В этом нет ничего антисоветского». То же самое он чувствовал и в отношении своей работы.

Тем временем Луис уже связался с Джеррольдом Шектером, главой московского бюро Time Inc. Сначала Луи скормил Шектеру отвлекающий маневр — он предложил мемуары дипломата и политика Вячеслава Молотова, сталинского протеже. Шектер клюнул на приманку, но Луи велел ему держаться подальше. «Несколько недель спустя он сказал: «Ну, я думаю, что мог бы работать с вами. То, что я рассказал вам о мемуарах Молотова, не находится в Москве, и, очевидно, вы можете хранить это в секрете», — сказал мне Шектер, когда мы разговаривали по телефону. Тогда Людовик предложил ему вместо него мемуары Хрущева. Шектер сказал: «Конечно, так даже лучше». Вскоре Шектер посетил дачу Луи, где прослушал несколько минут кассеты. Голос был безошибочно узнаваем: это говорил Хрущев.

Но Time Inc., которая собиралась публиковать отрывки из Life , и ее дочерняя компания Little, Brown, которая собиралась опубликовать книгу, нуждались в дополнительных доказательствах. Они знали, что некоторые скажут, что Шектера одурачили, что это заговор КГБ, что мемуары — подделка, а Луи — советская подделка. Они получили несколько кассет от Луи и отнесли их в лабораторию распознавания голоса в Нью-Джерси. Сомнений не было: отпечатки голоса соответствовали Хрущеву.

Теперь Шектеру нужно было найти переводчика. Остановившись в отеле «Коннот» в Лондоне, чтобы встретиться с Луи и договориться о деталях аванса, он пригласил Строуба Тэлботта, молодого ученого из Родса, который однажды летом сделал небольшой внештатный перевод для Шектера в Москве. Соседом Тэлботта по комнате в Оксфорде был такой же ученый из Родса, молодой арканзец по имени Билл Клинтон. Спустя годы Тэлботт стал заместителем госсекретаря в администрации своего старого соседа по комнате; теперь он глава Института Брукингса. В то время Тэлботт работал над диссертацией о русском поэте Владимире Маяковском. Он понятия не имел, что его ждет, когда он заселится в свой номер в скромном отеле. С портфелем в руках Шектер постучал в дверь и попросил представить к вечеру краткую информацию о громоздкой стопке бумаг внутри. После десяти часов чтения Тэлботт вышел с кратким изложением рукописи, которое поразило Шектера и редакторов Time Inc. и Little, Brown. Тэлботт, которому в то время было всего двадцать три года, был нанят для его перевода.

 

W Когда я разговаривал с Тэлботтом и Шектером по телефону, я спросил Тэлботта, понял ли он серьезность проекта. — Чертовски верно, — сказал он. «Мне было десять лет, когда Хрущев ввел танки в Будапешт и вырезал венгерских борцов за свободу. Мне было одиннадцать лет, когда он запустил спутник и со страхом отправил нас всех в открытый космос. Мне было шестнадцать в 1962 году, когда он поставил нас на грань термоядерной войны».

По мере того, как перевод продвигался вперед и Тэлботт сам просил прослушать записи в тех местах, где рукопись была неясной, он столкнулся с истерическим сопротивлением со стороны Луи, который отказывался выпускать из рук оставшиеся записи. «Я начал понимать, что для него деловые переговоры были упражнением в театральности», — писал тогда Тэлботт в своем личном дневнике. «Его раздражительность была настроена так, чтобы передать лишь намек на угрозу, что он может уйти в любой момент». Переговоры по контракту все еще продолжались — Луи хотел (и в конечном итоге получил) высокий шестизначный аванс, который он снова оставил себе — и он использовал записи в качестве разменной монеты. Кроме того, он утверждал, что беспокоится о собственной безопасности: если советские власти обнаружат его роль в публикации мемуаров Хрущева, они могут принять решительные меры. Возможно, даже для Виктора Луи — казалось бы, неприкасаемой фигуры, действовавшей в трясине политических интриг, жадности и обмана — этот мост был слишком далеким.

Тем временем у Никиты Хрущева случился серьезный инфаркт. Он выздоравливал в кремлевской больнице, когда Сергея вызвали в штаб-квартиру КГБ в Москве, в печально известное здание на Лубянке. Чиновники сразу перешли к делу: им нужны были записи. Они хотели рукопись. Один из агентов вскользь упомянул, что они уже забрали копию рукописи у машинистки. Они знали, что у Сергея был оригинал. Что кажется несомненным, так это то, что они не знали, что у Виктора Луи также есть страницы и набор кассет.

Сергей некоторое время знал, что находится под наблюдением КГБ, но на встрече вел себя наивно. «Я был напуган, но не так сильно, как показал, — и я дал им все». Агенты сопроводили его домой, где он забрал оригинальные записи и машинописный текст. Он вернулся в штаб-квартиру и подписал эти материалы на «хранение», зная, что, взяв официальную квитанцию ​​с перечислением того, что было собрано, он никогда больше не увидит оригиналы. Он не сказал им о копиях, которыми владел Луи, а к тому времени и о редакторах Time Inc. и Little, Brown тоже.

В этот момент Сергей Хрущев понял, что должен нажать на курок. Он дал Людовику разрешение на публикацию рукописи за границей, прекрасно осознавая, что в нынешних условиях мемуары не могут быть опубликованы на русском языке. Он знал, что преимущество КГБ заключается в обладании всеми пленками. Официальные органы Советского Союза вряд ли пойдут на расправу с такими общественными деятелями, как бывший премьер и его семья, тем более, как рассудил Сергей, на глазах у всего мира. «Если это будет опубликовано, вы ничего не сможете сделать», — сказал он мне. Но он должен был принять мучительное решение в одиночку. Его отец был в деликатном состоянии, и врачи предостерегали его от волнения. Это было, вспоминает Сергей, одно из самых трудных решений в его жизни, и он до сих пор в нем сомневается. Его отец должен был принять решение отказаться от оригиналов, а не он.

Луи и Шектер спорили о том, как мемуары будут представлены в Соединенных Штатах. Семья Хрущевых не хотела иметь никаких официальных связей с публикацией книги. Вместо этого это будет объявлено как несанкционированное воспоминание о Никите Хрущеве. Хрущев и его семья могли полуправдой заявить, что ничего не знали о том, как книга попала на Запад, поскольку им не были известны подробности отношений Луи с Литтлом, Брауном или даже то, как он перевозил кассеты и рукопись за границей. Однако Шектер потребовал от самого Никиты Хрущева знака, что он причастен к планам мемуаров и дал согласие на их публикацию. Редактор Time меньше всего хотел, чтобы книга вышла, а затем Хрущев выступил с заявлением о том, что это не его собственные слова, что все это было подделкой, уловкой ЦРУ. Поэтому он дал Луи две шляпы и попросил фотографии Хрущева в них. По словам Шектера, они станут «подтверждением того, что специальный пенсионер участвует в проекте».

В ноябре, всего через три месяца после того, как КГБ решил, что они конфисковали единственные две существующие версии рукописи — оригинал и машинистскую копию — Литтл Браун объявил о предстоящей публикации «Хрущев вспоминает ». Мысль Сергея была правильной: власти мало что могли сделать в тот момент. Хилого Хрущева в очередной раз вызвали в ЦК, чтобы брежневские замы устроили умирающему унизительную взбучку. Серьезных последствий для Сергея не было, поскольку он передал все имеющиеся у него записи в КГБ. Он утверждал, что не знает, как записи попали на Запад, и в каком-то смысле не лгал — Луис не поделился с ним подробностями. Мемуары стали как New York Times Бестселлер и перо в шляпе для Соединенных Штатов в эпоху интенсивной пропаганды. Публикация не только стала доказательством того, что репрессивный режим готов заставить замолчать своих бывших лидеров, но и показала, как был обманут зловещий враг. Книга снова привлекла внимание к Хрущеву в то время, когда обе страны переживали новую напряженность.

Хрущев дожил до публикации первого из двух томов, хотя это был горько-сладкий опыт для человека, который устроился в партийной политике с 19-го века.21 и был теперь в холоде. Когда Сергей принес экземпляр книги с изображением Хрущева на обложке к постели отца, реакция была сдержанной. «Он пролистал его, посмотрел на фотографию и вернул мне».

 

K Хрущев умер в 1971 году. Его похороны прошли тихо, и власти безуспешно пытались воспрепятствовать выступлениям на могиле. Среди тех немногих, кто говорил, Сергей говорил об отце прежде всего как о семьянине. Не было тщательно продуманного надгробного памятника. Спустя годы скульптор Эрнст Неизвестный по просьбе семьи изготовил надгробие для могилы из переплетающихся, но не совсем идеально подогнанных черно-белых мраморных плит. Из щели в камне выглядывает бюст Хрущева, то ли гримасничающий, то ли слегка улыбающийся, словно пленник света и тьмы. Неизвестный был среди художников, которых Хрущев критиковал за антисоветское искусство, однако скульптор узнал в Хрущеве капитана, который пытался, хотя и непоследовательно и в конечном итоге безуспешно, выправить тонущий корабль. Он сказал, что работа была призвана изобразить двойственность души Хрущева. Или, как сказал мне Тэлботт, у бывшего лидера Советского Союза «было некоторое ощущение, что система потерпела крах».

Никита Хрущев не дожил до публикации своих мемуаров на русском языке. Впервые они стали появляться в эпоху гласности, но в полном объеме стали доступны только после полного краха советской системы. Работа, которая могла бы быть призывом к спасению системы, вместо этого превратилась в хвалебную речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *