Арт деко или ар деко – Арт-деко в интерьере. Другие варианты написания: ар-деко, артдеко, ардеко, art deco

Просто о стилях: ар-деко в интерьере

Содержание

 

Стиль ар-деко в интерьере невероятно популярен в наши дни и горячо любим многими мировыми дизайнерами и декораторами. Так как я сама большая поклонница этого стиля, сегодня мне хочется поговорить про основные отличительные особенности ар-деко и поделиться фотографиями шикарных современных интерьеров, выполненных в этом стиле. Даже если вам по душе скандинавский минимализм или индустриальный лофт, уверена, вы найдете в элегантности ар-деко особое очарование.  

houzz.com

Стиль ар-деко (или арт-деко) зародился в начале ХХ века в Париже и достиг пика своей популярности в 1920-1930 гг. Чем больше мир погружался в послевоенный кризис и Великую депрессию, тем большее влияние приобретал ар-деко – воплощение гламура, роскоши и богатства.  

decor4all.com

 

Ар-деко в интерьере: отличительные особенности

1. Строгая геометрия  

Пожалуй, главная черта ар-деко – это акцент на строгой геометрии. Четкие линии, ступенчатые формы, энергичные широкие линии, зигзаг в сочетании с обтекаемыми изгибами – здесь нет места природным мотивам и романтичным орнаментам.  

decorpad.com

wayfair.com

bhg.com

nyceiling.com

Еще один отличительный мотив – имитация солнечных лучей, особенно часто воплощаемая в сияющих оправах круглых зеркал.  

kbhome.com

bhg.com

decor4all.com

domino.com

2. Гладкие и блестящие поверхности  

Лак и глянцевая краска, полированное дерево и металл – в ар-деко все сияет и блестит.  

houzz.com

fergusonshamamian.com

flickr.com

Обилие стекла и зеркал создает изысканную игру отражений. Причем используются как большие зеркала в богатых рамах, так и зеркальная плитка и даже зеркальная мебель. Чем больше отражающих поверхностей, тем ближе мы к классическому стилю ар-деко.  

housetohome.co.uk

zillow.com

inspiredwhims.com

3. Роскошные материалы  

Деревенский ситец и натуральный лен – это не про ар-деко! Здесь главенствуют гладкие дорогие ткани с графичными принтами. Шелк, сатин, тафта, бархат, парча, натуральный мех в сочетании с золотом и зеркалами создают непередаваемую атмосферу роскоши и вечного праздника.  

desiretoinspire.net

desiretoinspire.net

parlourhomeblog.com

pinterest.com

modernhomeinteriordesign.com

4. Животные принты и этнические мотивы  

Дух африканских сафари: шкуры зебры и пони, слоновая кость, кожа рептилий, перламутр и другие экзотические материалы; восточные орнаменты, египетские мотивы – также находят свое отражение в этом изысканном стиле.  

explosivemlm.com

i.imgur.com

decoist.com

casasugar.com

5. Цветовая палитра ар-деко   

Черный и белый – основная цветовая схема ар-деко, всегда актуальная, как знаменитый жакет от Шанель.  

decor4all.com

Elle Decor

mylusciouslife.com

inspiredwhims.com

Помимо монохромной гаммы ар-деко характеризуют яркие насыщенные “драгоценные” тона: золото, рубин, сапфир и изумруд.  

catherinekwong.com

alldoing.com

bs2h.com

Дорогие кремовые и шоколадные оттенки также широко используются, например, в интерьерах спален.  

claridges.co.uk

hoeidb.com

6. Симметрия  

Еще одна интересная особенность ар-деко – строгая симметрия. Интерьер всегда тщательно продуман, гармоничен и самодостаточен.  

zillow.com

houzz.com

bs2h.com

7Освещение в стиле ар-деко  

Ар-деко подразумевает сложную многоуровневую систему освещения, задающую загадочную и волнующую атмосферу. Блестящие полированные светильники геометрических форм выполнены из хромированной стали, меди, стекла.  Про грамотно организованное освещение можно почитать здесь. 

Elle Decor

decor4all.com

1.bp.blogspot.com

Сложно, да и не нужно вовсе воссоздавать в современной квартире классический стиль ар-деко: такой интерьер подразумевает наличие высоких потолков, просторных залов и больших окон. Однако, если вас завораживает мир Великого Гэтсби и атмосфера Голливуда 1920 годов, вы легко можете использовать в своем интерьере отдельные элементы этого роскошного стиля. Влияние ар-деко можно заметить в нескольких наших проектах для небольших квартир:  

Tvoy Designer

Tvoy Designer

Tvoy Designer

Надеюсь, эта статья была вам полезна, и теперь вы уверенно сможете отличить стиль ар-деко в интерьере от любого другого.  

Читайте также:

www.tvoydesigner.ru

Стиль Ар деко в интерьере

Термин. От фр. art déco — «декоративное искусство». Стиль получил название на «Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств», проходившей в Париже в 1925 году. Употребляются два названия стиля: «Ар деко» и «Арт деко».

История возникновения. Стиль ар деко возник в Париже между двумя мировыми войнами.  Этому стилю характерны легкость и изящество. Слияние различных стилей делают интерьер лёгким к восприятию и оригинальным – это создаёт уникальность ар деко.
Интерьер в стиле Ар деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов. Именно с ар деко ассоциируются роскошь круизных лайнеров (к примеру, «Титаник») и голливудские фильмы о красивой жизни миллионеров. Полнее всего ар деко проявился в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов и представительских зданий, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также, ар деко частво встречается в оформлении интерьеров публичных людей и знаменитостей.

Ар деко в интерьере был отражением необыкновенного творческого подъема, свойственного эпохе джаза. Но современники зачастую считали его кричащим, безвкусным и поддельно роскошным.

Характерные черты. Существенной составляющей стиля ар деко в интерьере стали египетские мотивы, вошедшие в моду после открытия в 1922 году гробницы Тутанхомона, и элементы, заимствованные из примитивного искусства Африки и индейцев Центральной Америки, греческой архаики и древнего Междуречья.

Стиль ар деко любит такие материалы

, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, редкие породы дерева, эмаль, слоновая кость, крокодиловая кожа, кожа акулы и зебры. Для отделки помещений применяются паркет из редких и ярких пород древесины, керамическая плитка, мозаика, витражи. В дизайне интерьера смело применяются граненые, кристаллические, зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии. При его оформлении используются растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; кристаллы; мотивы шеврона и черно-белая гамма клавиш рояля.

Колористическая палитра интерьера в стиле ар-деко отличается яркостью, пронзительной чистотой и резкими контрастами, интенсивностью открытого локального цвета, остротой ритма. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого.

Основные мотивы ар деко в интерьере:

  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, черно-белые клавиши рояля
  • растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений
  • анималистические: мифологические существа и животные
  • восточные: пирамиды
  • антропоморфные: изогнутые женские фигуры

Интерьер в стиле арт деко необычайно роскошен. Ар деко в интерьере обычно представлен дорогими материалами: красное и черное дерево, латунь, серебро, эмаль, полированные драгоценные камни, перламутр, слоновая кость, хрусталь, шагреневая кожа.  Одна из главных отличительных черт интерьера в стиле ар деко — высокий уровень комфорта, достигаемый за счет технических инноваций: ванные и кухни были снабжены всем доступным в те годы оборудованием.

Этот стиль предпочитают все, кому чужд аскетизм минимализма и излишняя сдержанность и антикварность классики. С помощью винтажных предметов интерьера и единичных элементов мебели и декора выгодно подчеркивается статус и финансовое благополучие владельца квартиры или заведения, выполненного в стиле ар деко.

Предлагаем подборку интерьеров в стиле ар деко:

homester.com.ua

Арт Деко в современном интерьере. Дороговизна и роскошь

Арт-деко (ар-деко или Ар Деко) — это влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве. Появилось оно в первой половине двадцатого века после проведения во Франции выставки, которая так и называлась – art deco. Новый стиль повлиял на архитектуру, живопись и моду и стал известен в международном масштабе. Появился стиль в результате смешения модерна и неоклассицизма. Он стал актуален в послевоенный период, это был вызов аскетичному окружению, которое сопровождало людей в тяжелые военные годы.

Отличительная черта стиля

Главная отличительная черта арт-деко – дороговизна и роскошь. Как и в неоклассицизме, стиль стремится к некоторым излишествами и великолепию. Он противопоставляет себя модерну, для которого характерна большая плавность линий, витиеватость и декоративность. В арт-деко важнейшие составляющие – современные мотивы. Вместо плавных форм – резкость. На смену флористическим узорам пришли абстрактные и геометрические образы. Элементы хай-тека, чистые и ровные линии, некоторая угловатость – все это стиль ар деко в интерьере.

Арт деко в моде

Знаменитая выставка в Париже прошла в 1925 году. На ней были представлены различные предметы искусства в стиле арт-деко. Скульптуры и картины, предметы мебели и декора, сооружения и здания – на все это повлиял арт-деко. Даже мода влилась в новое течение – появилась обувь и одежда в стиле арт-деко.

Этнические мотивы в стиле Арт Деко

В стиле ар деко присутствуют этнические мотивы. Это связано с археологическими открытиями той эпохи. В 20-ых годах ученые нашли гробницу Тутанхамона. Люди стали больше путешествовать по миру, узнали больше об элементах культуры древних цивилизаций: Ассирии, Вавилона, Ацтеков, Древнего Египта. Дизайн древних жителей отразился на арт-деко. Стиль повлиял и на существовавший в то время Советский Союз. Наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом он стал источником для сталинской архитектуры. Ряд станций метро и многие дома построены под влиянием арт-деко. В интерьерах этого стиля много освещения, это связано с появлением первых электрических лампочек. А небоскребы Америки начали вдохновлять дизайнеров на создание элементов оформления, ассоциирующихся с высотками.

Ключевые элементы стиля Арт Деко

Интерьер в стиле ар деко: ключевые элементы
1.Зигзаг как орнамент используется на полу, стенах и потолке (например, укладка плитки елочкой).
2.Солнечные лучи или Sunburst. Важный элемент, который встречается в каждом интерьере. С лучами связывают и полосатость остальных вещей в интерьере. Например, полосатая спинка дивана, стена в полоску или полосатый декор.


3.Зиккураты – многоступенчатые сооружения – понравились дизайнерам 20-ых годов, и они смело перенесли типичные формы шумерской и вавилонской архитектуры в арт-деко
4.Трапецивидность. Спинки мебели, окна, двери, декор и стулья выполнены в форме трапеции. Иногда такие формы соединяются со ступенчатостью.
5.Геометричность. Все линии ровные, и если задумано закругление в элементе интерьера, то оно довольно резкое.
6. Пианинные клавиши. Очень часто для интерьера арт-деко характерны темные линии, которые между собой чередуются.
7. Контуры и рамки. Часто поверхности интерьера украшены линией контрастной по цвету. Она обходит по контуру поверхность. Этот архитектурный прием позволяет подчеркнуть геометрический стилеобразующий характер.

Читайте также: Как комбинировать обои в полоску и цветы

Основные материалы для интерьера в стиле Арт Деко

Основные материалы для интерьера
— Дерево с инкрустацией
— Стекло и алюминий
— Лакированные поверхности
— Нержавеющий металл
— Глянцевая керамическая плитка

Цвета стиля Арт Деко

В домах такого стиля преобладают нейтральная цветовая палитра. Это бежевые, серые или коричневые тона. Сочетание серебристого, белого или черного цвета. Металлические оттенки на предметах дома.
Ванная в стиле ар деко или туалетная комната обычно в плитке белых или черных цветов. В кухне плитку можно положить в шахматном порядке. Пользуется популярность мраморная плитка. Стены помещения оклеиваются обоями с геометрическим орнаментом или однотонного цвета. Если хочет ярко выраженный стиль, то подойдут обои в широкую полоску. Иногда на стенах устанавливают деревянные панели, или их имитацию. Для полов в комнатах подойдет паркетная доска, лучше, если она будет глянцевой.

На потолках создают сложную многоступенчатую форму. Желательно, чтобы между стенами и потолком были сделаны бордюры, эти элементы подчеркнут геометричность стиля. Ступенчатые перегородки, трапециевидные ниши, двери с рамками, особые дверные ручки, лепнина – все это основные элементы стиля ар деко.

Мебель и декор для интерьера Арт-Деко

Типичная мебель – кожаные диваны и кресла. Но также подходит тканевая обивка. Спинка у каждого мебельного элемента – трапециевидная. Однозначно, что столы и стулья будут мягкими. По цвету и рисунку они должны не выделяться среди стен или быть раскрашены как шкура зебры. Допускают абстрактные геометрические орнаменты на обивке мебели. Для стиля характерна меблировка тумбами, комодами и буфетами. Обычно такие предметы лакированные и блестящие. В дополнение к мебели интерьер в стиле арт-деко украшается декоративными элементами.

В помещении устанавливают много светильников со ступенчатой формой. На стенах вешают трапециевидные зеркала. На полу или столе устанавливают многочисленные вазы. Весь декор покрыт геометрическими рисунками или черно-белыми полосами. Спальня в стиле ар деко может быть украшен шкурой зебры, пледами или гобеленами. В отличие от других вещей шторы вешают без геометрических рисунков однотонного цвета. Интерьер гостиной в стиле ар деко украшают винтажными постерами, передающие дух начала двадцатого века. Почти всегда в интерьере арт-деко можно встретить красивую статуэтку девушки.

В следующем видео можно посмотреть историю создания большого дома в стиле Арт Деко.


Уюта вашему дому!

Если статья вам понравилась, поделитесь с друзьями, нажав иконку вашей социальной сети. Спасибо!

Присоединяйтесь к обсуждению!

Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼

koffkindom.ru

Стиль арт деко в интерьере. Стиль Ар Деко

Стиль, отражающий эстетику финансовой элиты общества XX века.

Термин. От фр. art déco — «декоративное искусство». Стиль получил название на «Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств», проходившей в Париже в 1925 году. Употребляются два названия стиля: «Ар деко» и «Арт деко».

На фото:

Время и место. Стиль возник между двумя мировыми войнами. Арт деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.
На развитие стиля арт деко в интерьере в Европе оказали свое влияние гастроли Русского балета Дягилева с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре. Интерьер в стиле арт деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов. В Америке ар деко преобразовалось в Streamline_Moderne. Именно с ар деко ассоциируются роскошь круизных лайнеров типа «Титаника» и голливудские фильмы о красивой жизни миллионеров.

Арт деко в интерьере был отражением необыкновенного творческого подъема, свойственного эпохе джаза. Но современники оценивали его в целом как кричащий, безвкусный и поддельно роскошный.

Типичные кресла в стиле ар деко.

На фото: модель Dali от фабрики Andrew Martin, дизайн Waller Martin.

Характерные черты. Яркие цвета, абстрактные, стилизованные мотивы, современные материалы, использование выразительных форм технического дизайна.
Существенной составляющей стиля ар деко в интерьере стали египетские мотивы, вошедшие в моду после открытия в 1922 году гробницы Тутанхомона, и элементы, заимствованные из примитивного искусства Африки и индейцев Центральной Америки, греческой архаики и древнего Междуречья.

На фото: длинный шарф, стрижка «паж», короткая юбка — приметы стиля ар деко в моде.

Архитектура. Основной формой жилой архитектуры в этом стиле, как и в ар нуво, являлись частные виллы в предместьях крупных городов и доходные дома. Характерные особенности построек: простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, а также новаторское распределение внутреннего пространства — т. н. «свободный план».

Интерьер. Интерьер в стиле арт деко необычайно роскошен. Арт деко в интерьере обычно представлен дорогими материалами: красное и черное дерево, латунь, серебро, эмаль, полированные драгоценные камни, перламутр, слоновая кость, хрусталь, шагреневая кожа. Стиль арт деко в интерьере проявлял себя во всем: паркет был ярких контрастных цветов из редких пород древесины или изысканной керамической плиткой, на стенах — витражи или мозаика.
Одна из главных отличительных черт интерьера в стиле арт деко — высокий уровень комфорта, достигаемый за счет технических инноваций: ванные и кухни были снабжены всем доступным в те годы оборудованием.

На фото:

На фото: модель Duke от фабрики Devon & Devon.

Мебель. Стиль арт деко в интерьере отражался в очертаниях мебели: скругленные углы, строгие вертикальные линии, геометрические формы. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала для мебели ар деко в интерьере служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло (персикового цвета). Сидения украшали обивкой из дорогостоящей кожи, часто — экзотической выделки.

На фото: модель AD014 Art Deco Bow Front Cabinet in Macassar Ebony от фабрики Restall Brown & Clennell.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ар деко в интерьере:

  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, черно-белые клавиши рояля;
  • растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
  • анималистические: мифологические существа и животные;
  • восточные: пирамиды, зиккураты:
  • антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.

В статье использованы изображения interiorsfromspain.com

www.4living.ru

Стиль ар-деко


Стиль Ар-деко, варианты названия: ар деко, ар-деко, арт-деко (фр. art dеco букв. «декоративное искусство») — эклектический художественный и декоративный стиль, зародившийся в Париже в первые десятилетия 20 века.

Стиль возник в 1920-е годы и развивался до окончания Второй мировой войны. Под руководством лучших дизайнеров декоративно-прикладного искусства, работавших в модном дизайне и дизайн интерьера, Ар-деко затрагивал все области дизайна на протяжении 1920-х и 1930-х годов, в том числе архитектуру и промышленный дизайн, а также визуальные искусства, такие как живопись, графика и кинематограф. В те времена этот стиль рассматривался как элегантный, гламурный, функциональный и современный.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne.

История возникновения Ар-деко

После Всемирной выставки 1900 года, различные французские художники сформировали неформальный коллектив, известный как La Societe Des Artistes décorateurs (общество художников декораторов). Учредителями и основателями были такие известные художники как Эктор Гимар (Hector Guimard), Эжен Грассе (Eugène Grasset), Поль Белло (Paul Bellot) и Эмиль Декёр (Emile Decoeur) и Морис Дафрен (Maurice Dufrêne). Эти художники в основном повлияли на развитие основных принципов Ар-деко.

Термин «Ар-деко» впервые получил широкое применение после выставки в 1966 году, со ссылкой на 1925 Международную выставку декоративного искусства «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», которая стала кульминацией стиля высокого класса Модерн в Париже.

Знаменитые архитектурные сооружения Ар-деко:

Многие классические примеры все еще существуют в архитектуре многих крупных городов мира. Эмпайр Стейт Билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке, два из крупнейших и наиболее известных примеров зданий в этом стиля.

Основные признаки Ар-деко

Структура Ар-деко основана на математической геометрии форм. Принято считать, что Ар-деко — это одна из многих форм модерна с влиянием эклектики, пришедшим из элементов архитектуры и дизайна ацтеков Мексики, а также Египта в добавление к мощным современным образцам высоких технологий.

Влияние дизайна Ар-деко было выражено в кристаллических и граненых формах декоративного кубизма и футуризма. Другими популярными темами в стиле ар-деко были трапециевидные, зигзагообразные, геометрические и смешанные формы, которые можно проследить во многих ранних работах архитекторов и дизайнеров.

Преобладающие и модные цвета

Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, яркость цветов.

Линии стиля Ар-деко

Смелое использование ступенчатой формы и широкие кривые (в отличие от извилистых, природные кривых модерна). Использование картушей и шевронов, зиккураты, фонтаны, мотивы лучей солнца характерны для ар-деко.

Форма

Граненые, кристаллические, фасеточные формы, пришедшие из кубизма и футуризма. Широкие плоскости.

Характерные элементы интерьера

Богатые орнаменты, геометрические, цветочные мотивы. Ар-деко характеризуется использованием таких материалов, как алюминий, нержавеющая сталь, лак, бакелит, хром и инкрустации.

Конструкции

Массивные конструкции из металла. При возведении зданий стали применять огромные по величине округлые и квадратные балясины и двутавровые колонны. Иногда металлическую отделку в дизайне имитировали дешевой технологией, в состав которой входил крашеный бетон, стекло и хром.

Окна

Прямоугольные простые с большими поверхностями стекол. Часто украшены декоративными решетками, богато орнаментированными фигурками животных и растительными мотивами.

Двери стиля Ар-деко

Простые плоские орнаментированные металлические или деревянные двери, часто с декоративными решетками.

Архитекторы, художники и дизайнеры Ар-деко

Адольф Мурон Кассандр (1901—1968) фр. Adolphe Jean Marie Mouron Cassandre
Влиятельный украинско-французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта.

Жан Дюнан (1877—1942) фр. Jean Dunand
Швейцарский скульптор и дизайнер интерьеров. Показал курительную комнату, где лакированные стенные панели были отделаны черным и серебром, а рисунок тканей возник под влиянием африканского и абстрактного искусства.

Эрте (Ромэн де Тиртофф) (Erté /Romain de Tirtoff)
знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.

Вадим Меллер (1884—1962) русск. Вадим Георгиевич Меллер
советский художник-авангардист (кубофутурист, конструктивист), театральный художник, иллюстратор и архитектор. Вадим Меллер был первым русским художником, который получил золотую медаль на Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства в Париже (Ар-деко) в 1925 году.

Александра Экстер (1882—1949) русск. Александра Александровна Экстер (Григорович)
российско-французский живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко».

Тамара де Лемпицка (1898—1980) польск. Tamara Łempicka
польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэла». Работы художницы сочетают ар-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра.

Ар-деко в интерьере

В интерьерах использование экзотических материалов, таких как кожа акулы (шагрень) и кожа зебры, черное (эбеновое дерево), слоновая кость, перламутр. Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей».

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».

Колористическая (цветовая) палитра фовизма — яркие чистые насыщенные цвета. Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Следует учесть, что не во всех современных интерьерах стиль Ар-деко будет целесообразен, ибо его композиционные и стилистические черты требуют пространства, высоких потолков, больших открытых окон и дверей. В маленьком помещении со стандартной высотой потолков применение этого стиля может создать ощущение загруженности, давления на зрителя.

Ар-деко оказал глубокое влияние на многие более поздние художественные движения, такие как Мемфис (Memphis) и поп-арт (Pop art).

  • < Назад
  • Вперёд >

stilys.com

Ар деко. — Красота в деталях.

    Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…
   
Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 

    Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность  и прямолинейность.
    Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
    Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
    Как художественный стиль ар деко  впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.

Крайслер-билдинг                                               Грета Гарбо
    
    Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
    Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.  
  Ар деко формировал сам  образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.

Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
      Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
 По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.

Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
     Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
     Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
    Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
            Франция.
            Мебель в стиле ар деко.
     Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.

Рене Лалик
       Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.

Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
              Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
             Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
             Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
            Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
    
            Ковры, ткани и обои.
      
        Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
          Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
        Большой известностью  пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
 
   
              Французкая керамика.
       В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях  «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
       На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
    Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
    Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
  

 Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом,  «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля. 
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум. 
        В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.

техника pate-de-verre
      
            Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле. 
            Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.

 
 
      Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
     В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании). 
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
      Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.




                                                          Соединенные Штаты Америки.
        Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся  1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось  в прошлом.
       Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
     Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.

          Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
          Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
          Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
          Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
          Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
          В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы.» 

И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
                        
                         Американская керамика.
     В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
 
      Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
       В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra  — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «Интарсия» под влиянием стекла Graal Оррефора и вазы шестиугольной, яйцеобразной и других форм, выполненные методом кислотного травления. Большой популярностью пользовалось стекло, получаемое методом «депрессии» и выпускаемое для массового производства Анкором Хокингом, компанией «Даймонд» и «Федеральной стекольной» компанией.
 

Фредерик Кардер. Steuben Glass Works.
          Значительными примерами американского промышленного дизайна являются столы для радиоприемников с передней частью из стекла. Уолтер Дорвин Тиг — автор «Модели 517» с круглым передним фасадом из голубого зеркального стекла и хромированного металла, а также модель «Патриот Аристократ 400» для компании Эмерсон.

Emmerson 517

«Patriot 400» Emmerson
   
        Великобритания.
    В Великобритании ар деко не получил широкого распространения и как правило ипользовался в интерьерах театров, гостиниц и ресторанов.
    Британская мебель
    Мебель в стиле ар деко создавала Бетти Джоэль, в выставочном зале в Лондоне продавались мебель и ковры ее работы. Для ее произведений характерна мягкая изогнутость форм, в качестве декоративных мотивов часто использовались волокна древесины, как и в произведениях Амброуза Хилла.
    Богато украшенную мебель создавал русский по происхождению архитектор Серж Чермаефф, работавший в Великобритании, в 1933г. он переехал в США. Богатую мебель изготавливал архитектор Эдвард Моф, известен его стол из камфорного и черного дерева. Компания «Изокон» (1932-1939) выпускала в основном мебель, изготовленную по проектам Марселя Брейера и Вальтера Гропиуса из клееной фанеры.
   
Бетти Джоэль. Daybed.

Мебель работы Сержа Чермаеффа. 1930гг.
      Керамика.
    Британское ар деко связано с творчеством Кларисс Клифф. За ее яркими произведениями причудливой геометрической формы, 1928-1937, последовали Fantasque, Biarritz и другие жанры. Клифф создавала много керамических изделий и обычно расписывала их от руки яркими сочетаниями желтых, оранжевых, красных и, синих и других цветов. Изделия декорировались геометрическим орнаментом и стилизованными растениями и животными. Серия «Век Джаза», 1930г., расписана изображениями джазовых музыкантов и танцоров.

Clarice Cliff 
            Среди заводов по выпуску керамики в стиле ар деко можно отметить Уилшо и Робинсона, где выпускались Карлтонская керамика, Пулльская керамика Картера, Стэблера и Адамса.

Stabler and Adams
    Среди британских фирм, выпускающих в 1920-300е гг. примечательные изделия из стекла, был завод Монкрифа в Перте, Шотландия, где изготавливалось стекло типа Монарт. Выполненные в этой технике толстостенные сосуды украшались изнутри во французском стиле. Влияние модернизма ощущается в изделиях из серебра, позолоченных и посеребренных, созданных британскими ювелирами. Лондонские мастера Уэйкли и Уиллер выпускали качественные изделия из серебра и других металлов с галванопокрытием.
    По изготовлению ковров, в Великобритании выделялись три мастера Эдвард Мак-Найт Кауффер, известный графическими работами, его жена Марион Дорн в 1934г. возглавила ею же созданную компанию по изготовлению ковров по индивидуальным заказам и Бетти Джоэль выпускавшая по своим проектам мебель и ковры. Творчество Сержа Чермаефф оказывало влияние на рисунок и композицию ковров.
    Интерьеры британских океанских лайнеров таких как «Королева Мери» и «Мавритания» были оформлены в стиле ар деко.
Публика сталкивалась с ар деко в лондонском метро, дизайн которого разрабатывался под руководством Фрэнка Пика.
 
    И в заключении, проанализировав и объединив  всё вышесказанное, хочется подвести итог и ответить на вопрос: «Что представляет собой этот потрясающий, роскошный, утонченно элегантный, немеркнущий стиль «Ар Деко»»?
 
      Обострившийся вкус к жизни, осознание бренности бытия и жажда красоты породили ар деко – стиль, который стал воплощением утонченной роскоши, блеска и элегантного комфорта. При этом он оказался невероятно восприимчивым к новым веяниям времени. Аэродинамические очертания новых роллс-ройсов и бентли породили моду на мебель с обтекаемым углами. Ломаные силуэты нью-йоркских небоскребов вдохновили создателей шкафов и секретеров ступенчатых очертаний. Успехи металлургии и промышленный авиационный дизайн вызвали к жизни ручки, спинки и ножки из хромированной стали и использование металла в инкрустациях. Прекрасная технологическая база ремесленников стиля модерн пришла на службу новой эпохи – изделия получались столь же качественными и продуманными, но – безусловно современными. Поэтому сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, – вот источники вдохновения этого стиля. Плюс всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда. Ар Деко – это полет фантазии и воплощение роскошной функциональности.
       Интерьер в стиле ар деко может современно и необычно сочетать восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства. Используя одновременно неоклассические формы и обтекаемость, грациозность и игривость декора в стиле модерн, ар деко является воплощением монументальности и элегантности. Сегодня этот стиль по праву считается синонимом роскоши и эффектности. Приверженцы этого стиля игнорируют массовое промышленное производство товаров, они выбирают эксклюзивное изготовление предметов. В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов — змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленные аксессуары – необычные произведения египетской, африканской, китайской и других экзотических культур. Интерьер в стиле ар деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное – это эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний. Интерьеры, оформленные в стиле ар деко, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них – эксклюзив или предмет искусства.
            Любимые приемы ар деко: контраст темно-коричневого или черного с позолотой; соединение текстуры ценных пород дерева с безупречной геометрией форм. Авторы мебели вдохновлялись открытиями аэродинамики: скругленные линии добавляют автомобилям и самолетам лучше характеристики скорости, почему бы не использовать это в дизайне. Плавные очертания носов аэропланов и даже револьверных пуль стали отличительной чертой многих интерьерных объектов. В поверхностях активно используется цвет – лаки и эмали. Широко применяются экзотические кожи – скат, акула, угорь. Стиль любит цитировать экзотические темы: ведь именно в эту эпоху была найдена гробница Тутанхамона и в моду, благодаря африканским статуэткам, вошел кубизм. Но при всей страсти к новизне и экспериментам, ар деко никогда не забывал о функциональности и комфорте (это наследие модерна, который возвел быт в культ). Восхищение вызывает синтез тонкой роскоши и конструктивной ясности – в силуэтах мебели нет ничего лишнего, а диванные подушки при этом уютно мягки.
     Ар деко показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно несочетаемые вещи: утонченность красоты мира и неприличную роскошь буржуазной прослойки общества.
     Ар деко – стиль, который для многих кажется немного парадоксальным и ироничным, однако игра его символов и образов позволила ему стать востребованным как в годы его становления, так и после. Несмотря на прошедшие десятилетия, он остается все еще востребованным в интерьере, благодаря своей элегантности и холодной красоте. Стиль ар деко подарил миру множество невероятно красивых вещей.
       Драматичный по своей природе стиль Ар деко не теряет способности придавать всем своим проявлениям блистательную ауру Голливуда, и пока современная культура продолжает хранить память о мифах и символах, созданных на белом экране, ар деко будет сохранять свою силу.

     Sincerely yours, Julia….
     

juliakravtsova.livejournal.com

Стиль ар-деко в интерьере | Домфронт

Ар-деко: любителям роскоши

Знаменитый и очень популярный стиль Арт Деко (Ар Деко, ар-деко, арт-деко) возник как реакция на вынужденный аскетизм жизни, обусловленный Первой мировой войной. Поэтому главное качество стиля ар-деко — роскошь и дороговизна. Не зря ведь он является смешением стилей Ар Нуво (модерн) и Неоклассицизм, отличающихся стремлением к великолепию и некоторым излишествам. Ар-деко, однако, во многом противопоставлен стилю Ар Нуво, характеризующемуся плавностью линий, витиеватостью, декоративностью и женственностью.

В Арт Деко важным составляющим стало присутствие современных мотивов. Больше строгости во всем: вместо плавности — резкость, вместо флористических узоров — геометрические и абстрактные. Геометричность, чистые линии, угловатость, элементы хай-тека — все это мы находим в стиле Арт Деко.

Краткая история стиля Ар-деко

Без знания истории стиля сложно понять его суть. Сам термин «Ар Деко» появился как сокращение названия выставки «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», состоявшейся в Париже в 1925 году. На выставке были представлены различные предметы искусства в новом стиле.

Однако стиль выделился еще до выставки — в самом начале 20-ых. После аскетизма военной поры людям захотелось роскоши, красоты, дороговизны, а также гордости за стремительную индустриализацию и достижения в науке. Все это отразилось в новом стиле, а выставка дала ему название.

В стиле ар-деко создавались скульптуры и картины, предметы мебели и декора, здания и сооружения. Даже мода не осталась в стороне — появились одежда и обувь в стиле ар-деко.

Стиль впитал в себя многие веяния той эпохи. Ар-деко эклектичен: в нем присутствуют этнические мотивы. И связано это с появлением возможности путешествовать по миру, с громкими археологическими находками (например, в 20-ых годах была открыта гробница Тутанхамона). В стиле арт-деко нашли отражение черты греко-римского классицизма, искусства древних государств, таких как Вавилон, Ассирия, Древний Египет, элементы культуры Ацтеков Мексики и особенности Африканского дизайна.

В интерьерах Ар Деко много источников света, и связано это, конечно, с появлением электрического освещения. Строительство небоскребов тоже вдохновляло дизайнеров: силуэты высоких зданий угадываются в оформлении стен, перегородок и других интерьерных объектов.

Одним словом, ар-деко — это стиль своего времени, яркое его отражение.

Стиль Арт Деко в интерьере: основные элементы

Важные компоненты Арт Деко прекрасно вписываются в современные интерьеры:

1. Зигзагообразные формы, зигзаг как орнамент, зигзагообразная укладка плитки (елочкой).

2. Sunburst. Это важный элемент декора в стиле Арт Деко. Sunburst — солнечные лучи. Лучи встречаются в Ар Деко повсеместно: и в формах, и в декоре, и в отделке. С лучами связана и полосатость многих элементов: на полосы делится, например, спинка дивана; полоской отделываются стены; используется полосатый декор.

3. Ступенчатость. Дизайнеры 20-ых годов вдохновлялись формами зиккурата — многоступенчатыми сооружениями, которые были типичны для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры.

Sunburst и ступенчатость часто объединяются в одном элементе: солнечные лучи расходятся ступенями.

3. Трапециевидность. Многие детали имеют форму трапеции: спинки мягкой мебели и стульев, зеркала, окна, декор дверей и многое другое. Трапециевидность, ступенчатость и sunburst тоже зачастую являются стилеобразующими компонентами одного элемента.

4. Кривые линии. Искривления чаще геометрические, в отличие от плавных линий, характерных для Ар Нуво. Если это округлое искривление, то оно довольно резкое.

5. Клавиши пианино. Чередование темных и светлых полос встречается повсеместно. Даже те самые лучи sunburst часто делают темными и светлыми, давая отсылку к музыкальному инструменту.

6. Рамочность, контурность. Поверхности часто украшаются линией контрастного цвета, повторяющей контур этой поверхности. Многие поверхности обрамляются. Этот прием позволяет добиться четкости контуров, подчеркнуть стилеобразующую для Арт Деко геометричность.

Стиль Арт Деко в интерьере: основные материалы

  • Дерево
  • Инкрустированное дерево
  • Алюминий
  • Стекло
  • Лакированные поверхности
  • Нержавеющая сталь
  • Натуральная кожа
  • Шкура зебры
  • Глянцевая каменная или керамическая плитка

Интерьер в стиле Арт Деко: цвет

Основная цветовая палитра — нейтральная. Это серые, бежевые и коричневые тона. Это черный, белый и серебристый цвета. Это оттенки металла и загара. Остальные цвета если и вводятся, то скупо и очень приглушенно: прежде всего, это зеленый, красный, бордовый, голубой, золотой. В целом преобладают цвета натуральной кожи, земли, камня и т.п.

Стиль ар-деко в интерьере: отделка

Ванную и туалет можно отделать белой и черной плиткой (отсылка к клавишам рояля). В кухне на полы можно уложить черно-белую плитку в шахматном порядке, зигзагами или полосами.

Также для ванной можно использовать плитку под мрамор.

В комнате стены можно оклеить однотонными обоями нейтрального цвета или с геометрическим рисунком и орнаментом. Подойдут и обои в широкую полосу.

Для отделки стен в стиле Ар Деко можно использовать деревянные панели или их имитацию (о том, как создать имитацию стеновых панелей, читайте в нашей статье «Настенные фальш панели: доступное оформление стен»).

Спальня в стиле ар-деко: обшивка панелями

Стены можно окрасить широкими полосами или зигзагом (об этом читайте в нашей статье «Как покрасить стены в полоску»).

Для полов в комнатах, коридорах и холлах больше всего подойдет паркетная доска — лучше глянцевая. В тех помещениях, где можно уложить плитку (коридор, прихожая, кухня, санузел, веранда, вестибюль), полы можно облицевать красивой плиткой со вставками, создающими светло-темный орнамент.

В какой-то из комнат полы можно сделать полосатыми, купив ковролин или линолеум в широкую полоску или скомбинировав темное и светлое напольное покрытие.

Потолки могут иметь сложную многоступенчатую форму, украшенную многочисленной подсветкой. Желательно сделать бордюры на стыках потолка и стен — они подчеркнут геометричность помещения, что типично для Арт Деко.

Чтобы привнести дух ар-деко в интерьер, можно создать ступенчатые перегородки и ниши в форме трапеции.

Двери в интерьерах украшены геометрическими раскладками и вставками. Дверные ручки имеют характерную для ар-деко форму.

Наличие лепнины — вполне в духе Арт Деко.

Интерьер в стиле ар-деко: мебель

Диваны и кресла могут быть кожаными — это типично для Арт Деко. Однако можно обойтись и тканевой обивкой. Больше внимания стоит уделить форме мягкой мебели. Спинки кресел, диванов и стульев зачастую имеют трапециевидную форму. «Лучевая» форма характерна и для них.

Что касается цвета и рисунка, то чаще это либо однотонная мягкая мебель, либо имитирующая расцветку шкуры зебры. Можно поискать мебель с абстрактным геометрическим орнаментом обивки.

Типичны для стиля ар-деко диваны и кресла в форме бочонков.

Для ар-деко характерна меблировка буфетами, комодами и тумбами. Обычно они лакированные, блестящие. Деревянные предметы мебели могут быть украшены инкрустацией или росписью в стиле Арт Деко.

Спинка кровати тоже может иметь форму трапеции, трапеции с лучами с лучами или многоступенчатую форму.

Ступенчатость отличает и другие предметы мебели: ступенчатыми могут быть консоли, комоды, стенки, буфеты, спинки диванов и др.

Модули кухонной мебели тоже могут располагаться ступенчато и по высоте, и по глубине.

Уместна мебель из стекла и металла, а также зеркальная мебель.

Стиль Арт Деко в интерьере: декор

В интерьерах ар-деко много светильников. Они часто имеют трапециевидную, многоступенчатую форму. Великолепны светильники в форме башни с шарообразным плафоном сверху. В современной интерпретации ар-деко может быть много встроенной подсветки.

Светильники в стиле ар-деко

Идеально подчеркнут стиль интерьера зеркала Ар Деко. Это зеркала в форме солнца, лучей или ступенчатых трапеций. В каждом помещении дома или квартиры можно найти место для зеркала в стиле ар-деко.

Интерьеры Арт Деко часто украшали вазами — напольными и настольными. Вазы декорированы геометрическими рисунками или черно-белыми полосами, а также изображениями солнца.

Для украшения интерьера может быть использован декор в черно-белую полоску или с рисунком шкуры зебры: пледы, диванные подушки, гобелены и др.

Привнесут дух 20-ых годов винтажные постеры на тему путешествий, с изображениями небоскребов, девушек в одежде в стиле Ар Деко, рекламные плакаты и др.

Почти обязательны в интерьере в стиле ар-деко статуэтки с фигурками девушек. В 20-ые годы началось увлечение спортом и отдыхом на пляжах, поэтому скульптуры того времени изображали очень стройных, спортивных девушек зачастую в позе атлеток или со спортивными снарядами в руках.

Очень кстати будет и экзотический декор, связанный с Древней Грецией, Древним Египтом, Африкой, Ацтеками.

Стены могут быть украшены росписью или картинами, постерами, акварелями с пейзажной тематикой экзотических стран: изображения пустынь, пальм, джунглей и саванны привносят в интерьер Арт Деко дух авантюризма. Типичным является и украшение интерьера пальмами в кадках.

Что касается штор и другого текстиля, то стоит избегать использования тканей с флористическими орнаментами. Более всего подойдут однотонные глянцевые ткани.

Читайте ещё:

Стили интерьера

Интерьер в мексиканском стиле

Гостиная в стиле хай-тек

www.domfront.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *